А.Н. Островский

Доходное место

Спектакль принимал участие в Международном театральном фестивале «На родине Чехова» (Таганрог, 2009 г.). Коллектив создателей спектакля награжден Государственной премией Вологодской области в области культуры и искусства ( 2009 г.).
«Знаменитую комедию Зураб Нанобашвили прочел пристально и пристрастно. Он не спорил с традицией, но в содержании пьесы акцентировал то, что нервирует и раздражает его лично. Он сосредоточил внимание не на молодом герое и выпавших на его долю испытаниях, а на тех чиновниках, кто успел вовремя сориентироваться и теперь стрижет купоны с захваченных должностей»

Шалимова Н. Доходное место свободно – кто следующий? – Культура, №31


«Пожалуй, главную идею драматурга о ДОХОДНОМ МЕСТЕ как чиновничьем кормлении и жертвовании человеческим ради этого кормления постановщик спектакля Зураб Нанобашвили и сценограф Елена Сенатова расширили и в глубь истории, - к временам гоголевского рождения чиновничьей темы в русской литературе, и приблизили к нам - в день сегодняшний с его фантастическим ростом бюрократии. Потому и видим мы компактную, но весьма многозначительную сценическую конструкцию - огромный «стул-трон» символизирует не просто жизненную или государственную иерархию, но и олицетворяет собой «иерархию» успеха, дохода, сытой жизни. Внутри самого этого «стула» - дома, «стула» - присутственного места размещаются иные стулья, стульчики и просто бедные «стоячие места» тех, кто в самом низу, у подножия бюрократической машины клюёт как курочка, «по зёрнышку». <…> Островский получился социальным - и сегодня это высшая точка, пик театрального свободомыслия».

Кокшенева К. Часы без стрелок. - Литературная Россия, № 22, 5 июня 2009
Пьеса «Доходное место» имеет странную судьбу: в какое бы время её не ставили, она всегда оказывалась актуальной и новаторской. В 20-е годы Мейерхольд поставил в Театре революции спектакль, который попал во все учебники. В 60-е в Театре сатиры ставил Марк Захаров - через несколько представлений спектакль запретили. Взяточничество и коррупция, неумение приложить свои знания и найти место в жизни, нерушимость чиновничьего «темного царства», где талант определяется способностью нажиться – таковы основные вопросы, которые поднимает автор.

Спектакль «Доходное место» - это история мечтателя Жадова, не сумевшего поступиться принципами ради счастливой семейной жизни и личного достатка. Жадов клеймит порок – взяточничество, чиновничью тупость и чванство, - но сам он оказывается не способен действовать и добиваться целей другим путем. Амбиции молодого человека, талантливого и неординарного, лишь сердят и веселят тех, кто преуспел на поприще госслужбы.
А.Н. Островский

ДОХОДНОЕ МЕСТО
Вполне современная история

Сценическая редакция и постановка
Зураба Нанобашвили

Сценография и костюмы
Елены Сенатовой


Действующие лица и исполнители:

Аристарх Владимирыч Вышневский, старый генерал
Владимир Таныгин

Анна Павловна, жена его, молодая женщина
Оксана Киселева
Полина Бычкова

Василий Николаич Жадов, молодой человек, племянник его
Дмитрий Бычков

Аким Акимыч Юсов, чиновник, служащий под начальством Вышневского
засл. арт. РФ Олег Емельянов

Онисим Панфилыч Белогубов, молодой чиновник, подчиненный Юсову
Николай Акулов

Фелисата Герасимовна Кукушкина, вдова коллежского асессора
засл. арт. РФ Марианна Витавская
Нина Скрябкова

Юлинька, её старшая дочь
Полина Бычкова
Екатерина Петрова

Полина, её младшая дочь
Наталья Абашидзе

Стеша, горничная в доме Кукушкиной
Марина Сидякина
Доходное место. Краснодарский академический театр драмы им. Горького
Режиссер – постановщик Зураб Нанобашвили
Сценография и оформление Елена Сенатова
Музыкальное оформление - Дина Бортник, Валентин Демин