Зураб Анзорович Нанобашвили родился в 1969 г. в Тбилиси. Окончил факультет режиссуры Тбилисского театрального института им. Шота Руставели, курс народной арт. СССР Л.Иоселиани и Г.Сихарулидзе. Стажировался в Италии у Джорджо Стрелера в PICCOLO TEATRO DI MILANO.
GE
EN
Ханума. Ивановский музыкальный театр.
Дипломный спектакль "Тринадцатая звезда" Зураб Нанобашвили поставил на сцене Ивановского драматического театра. И с 1996 г. по 2001 г. работал там режиссером-постановщиком, а затем главным режиссером. За пять лет работы в Иваново им поставлено несколько ярких спектаклей, в том числе "Мне скучно бес…" (по маленьким трагедиям А.С. Пушкина) и "Праздник одиночества" (В. Коростылев). Обе этих постановки с успехом прошли в Вологде на Международном фестивале "Голоса истории" и были отмечены дипломами (1999 и 2001 гг). Сотрудничал с Ивановским музыкальным театром, где поставил "Хануму" ("Золотая маска" 1998 г, диплом), "Веселую вдову" и мюзикл "Аладдин".
В 2001 г. Зураб Нанобашвили был приглашен в Вологодский драматический театр в качестве художественного руководителя. Придя в коллектив с большой историей, сложившимися традициями, он сумел установить личностные и творческие контакты с труппой и другими работниками театра. Благодаря продуктивной деятельности коллектива под руководством Зураба Нанобашвили, театром заинтересовались ведущие критики, о сценических удачах заговорила российская театральная общественность. И сейчас Вологодский государственный драматический театр по праву занимает одно из ведущих мест в театральном пространстве России.
На вологодской сцене Зураб Нанобашвили выпустил более 40 спектаклей разных жанров и воплотил в жизнь сложные постановочные идеи. В своём творчестве чаще всего обращается к классическим русским и зарубежным пьесам, на основе которых создаёт острые, глубокие, современные спектакли, бережно сохраняя текст, фабулу и основную проблематику произведения. На сцене Вологодского драматического театра в разные годы были представлены пьесы А.Н.Островского: «Бальзаминов, Бальзаминов!..» (2002 г.), «На всякого мудреца довольно простоты» (2005 г.), «Доходное место» (2009 г.), «Гроза» (2012 г.); У.Шекспира «Сон в летнюю ночь» (2003 г.,), «Макбет» (2006 г.), «Гамлет» (2012 г.), «Ричард II» (2014 г.) Ж.-Б.Мольера «Тартюф» (2008 г.), «Дон Жуан» (2013 г.); А.С.Грибоедова «Горе от ума» (2014 г.); Б.Брехта «Страх и война» (2015 г.); М.Булгакова «Мольер» (2017 г.).
Созданные по произведениям классиков, спектакли развивают единую режиссёрскую мысль о формировании цельной системы моральных устоев и ценностей, необходимой для сохранения российской и мировой культуры. В каждом из спектаклей З.А. Нанобашвили мы видим твёрдый почерк профессионала, режиссёра, которому подвластны и комедия и трагедия. Спектакли всегда продуманы до мелочей: детальная разработка характеров персонажей, яркий сценографический и пластический образ спектакля, оригинальный музыкальный ряд. Всё это в целом определяет результат - концептуально выверенное сложное сценическое действие, всегда доступное для восприятия зрителя.
З.А. Нанобашвили – блестящий интерпретатор шекспировских трагедий: спектакли «Макбет» (2006 г.), «Гамлет» (2012 г.) и «Ричард II» (2014 г.) о разрушении дома, разрыве семейных связей, смене династии. Но если Гамлет расплачивается жизнью за уничтожение своей семьи и разорение дома Полония, успев изощренно отомстить, то Ричард выступает скорее невинной жертвой, искупившей грехи распятием на кресте. Владимир Спешков в статье «Голоса истории - Святые и страстотерпцы» так размышляет о символике спектакля «Ричард II»: «Тема верха и низа, земли и воздуха, действия и чувства, воли и покорности… Человек воздуха, человек-жертва в этом спектакле Ричард II (режиссер спрямляет его историю, пороки и ошибки бывшего короля его не очень интересуют, он прежде всего именно жертва, страстотерпец), а человек земли, человек действия — Генри Болингброк, будущий Генрих IV. История рассказана внятно, ассоциаций с историческими персонажами разных времен и народов множество (мне вспомнился наш страстотерпец Николай II), выбор актеров на роли антагонистов очень точен».
"Бальзаминов! Бальзаминов!.."
Премьера спектакля, 2003 год
Несомненной заслугой Зураба Нанобашвили является значительная реформация сценического пространства Вологодского драматического театра, дающая возможность более полного раскрытия творческого потенциала актёрской труппы, в том числе молодого состава. С каждым годом возрастает популярность спектаклей, идущих на малой и камерной сценах театра, открытых по его инициативе. Зурабу Нанобашвили принадлежит идея создания нескольких открытых сценических площадок: сцена в Архиерейском саду, в парке, уникальная сцена на крыше театра, самостоятельные сценические сооружения, вписанные в архитектуру Вологодского Кремля. Спектакли «Карамазовы и ад» (2007 г.), «Ричард II» (2014 г.), «Святая обитель» (2016 г.), состоявшиеся в стенах Вологодского Кремля, отмечены жюри Международного театрального фестиваля «Голоса истории». З.А. Нанобашвили также неоднократно награждался премией им. А. Семёнова за успешное освоение средствами театра историко-архитектурного пространства. О спектакле «Святая обитель» театровед Капитолина Кокшенева пишет так: «Зураб Нанобашвили создавал специальный спектакль, вживляя его в историко-культурное пространство Консисторского двора. Спектакль «Святая обитель» сразу же приобрел особый художественный статус, в котором само место («диктатура пространства») берет на себя функцию «исполнителя» почти наравне с актером, – по крайней мере от актера оно тоже требовало особого психофизического состояния, опирающегося на «натуральность», недоступную в сцене-коробке. <…> Режиссер дерзнул мыслить пространственно и символически. Дерзнул Русское Средневековье (а каменные стены, которые стали исторической «декорацией» спектакля, возведены в 1671-1675 гг.) актуализировать для вологодских зрителей». В 2017 году коллектив создателей "Святой обители" был удостоен государственной (государственной молодежной) премий Вологодской области в сфере культуры и искусства.
За период работы Зураба Нанобашвили художественным руководителем Вологодский драматический театр шесть раз становился лауреатом Международного театрального фестиваля "Голоса истории". В 2004 году театр принял участие в VI Всероссийском театральном фестивале "Островский в доме Островского" (Малый театр, Москва) и получил диплом фестиваля за спектакль "Бальзаминов, Бальзаминов!..". С 2007 по 2009 год театр побывал на смотрах в Москве ("Арбатские встречи", организованные Центральным Домом актера им. Яблочкиной, "В добрый путь! Молодые силы искусства. Москва - Поволжье" - завершающий этап Х Международного телевизионно-театрального фестиваля), Белгороде (VII Всероссийский театральный фестиваль "Актеры России - Михаилу Щепкину"), Таганроге (Международный театральный фестиваль "На родине Чехова").
Театр также побывал с гастролями в Москве (Дни Вологодской области в Москве), Санкт-Петербурге (Санкт-Петербургский государственный академический театр им.Ленсовета), Нижнем Новгороде (Нижегородский государственный академический театр драмы им.Горького), а также в крупных городах Вологодской области (Череповец, Великий Устюг).
Особое место в творческой деятельности коллектива занимают зарубежные гастроли, организация и качественное проведение которых - несомненное достижение художественного руководителя З.Нанобашвили. После тридцатилетнего перерыва, в 2008 году театр впервые выехал за границу и представил спектакли "Сон в летнюю ночь" и "Зима" в г.Хельсинки, Финляндия. А в 2009 году премьера спектакля "Женщины. Фрагмент" состоялась на IV Международном театральном фестивале "Встречи в Одессе" (Украина). Со спектаклем "Праздник одиночества. (Пиросмани)" театр побывал в Словакии на театральном фестивале. А в столице Болгарии Софии в Российском центре науки и культуры прошла презентация, посвященная истории Вологодского драматического театра.
С января 2010 года по август 2012 года Зураб Нанобашвили параллельно возглавлял Череповецкий муниципальный камерный театр. С сентября 2012 года по февраль 2014 года совмещал должность главного режиссёра в Ивановском областном драматическом театре. В качестве приглашенного режиссера поставил два десятка спектаклей в разных городах России и зарубежья.
З.А. Нанобашвили всегда принимает деятельное участие в общественной жизни. В 2014 году входил в состав жюри регионального фестиваля им. М. А. Куликовского «Кубань театральная», стал членом жюри Первого открытого фестиваля документального кино о музыке MusicDocFest (2016 г.), был приглашен в жюри Всероссийского фестиваля телевизионных фильмов «Человек и вера» (2016 г.), был членом жюри ХІІІ Международного фестиваля "Славянские театральные встречи" в г. Гомель (2017 г.), входил в оргкомитет по подготовке Международного театрального фестиваля «Голоса истории». В 2014 году З.А.Нанобашвили принял участие в заседании круглого стола «Театр в современном мире. Место. Роль. Миссия» в рамках Санкт-Петербургского Международного культурного форума в качестве спикера. В своем выступлении он уделил внимание условиям жизни провинциального театра, его замкнутости и самодостаточности, а также взаимоотношениям театра и государства.
За особый вклад в развитии культуры г. Вологды З.А. Нанобашвили награжден знаком «За заслуги перед Вологдой» (2014 г.). 3 мая 2018 года Указом №182 Президента Российской Федерации художественному руководителю Вологодского драматического театра Зурабу Анзоровичу Нанобашвили присвоено почетное звание "Заслуженный артист России".