Премьера состоялась в апреле 2009 года и сразу была по достоинству оценена столичными критиками, специализирующимися на творчестве А.Островского. «Знаменитую комедию Зураб Нанобашвили прочел пристально и пристрастно, – отмечает театровед, доктор искусствоведческих наук Нина Шалимова. – Он не спорил с традицией, но в содержании пьесы акцентировал то, что нервирует и раздражает его лично. Он сосредоточил внимание не на молодом герое и выпавших на его долю испытаниях, а на тех чиновниках, кто успел вовремя сориентироваться и теперь стрижет купоны с захваченных должностей» (Шалимова Н. Доходное место свободно – кто следующий? – Культура, №31). Доктор филологических наук Капитолина Кокшенева пишет о «социальном Островском», который появился в спектакле З. Нанобашвили – «и сегодня это высшая точка, пик театрального свободомыслия», «но всё же Зураб Нанобашвили социальность своего спектакля «окутывает», уравновешивает проблемами психологическими» (Кокшенева К. Часы без стрелок. – Литературная Россия, №22)
«Честную пьесу» о чиновниках и взяточничестве под названием «Доходное место» А.Н. Островский написал в середине позапрошлого века. В ней нет отъявленных негодяев, подлецов, карикатурных персонажей. Это одна из немногих комедий, где никто не резонерствует и не показывает положительный пример. История главного героя Жадова
проста: он умен, амбициозен, талантлив, молод и при этом беден. Для умницы Жадова (Дмитрий Бычков) не нашлось достойной должности в Департаменте, зато чины и привилегии легко получает другой – Белогубов (Николай Акулов) – простой, неглупый, истый приказной, который понятия не имеет ни о какой «фанаберии». Чтобы добиться высот, отнюдь не следует иметь собственного мнения и принципов, зато нужно уметь подстроиться, в подходящий момент прогнуться и кого-то предать, где-то подсунуть ассигнацию, а где-то наоборот – взять. При этом для всех можно оставаться прекрасным, добрейшим человеком.
Жадову претит такой образ жизни чиновника, он жаждет другой деятельности – обширной, толковой, на всеобщее благо. А пока, в ожидании достойного труда, он берет на дом несложную механическую работу переписчика, жалуется на неумение перевоспитать жену – кисейную барышню, взращенную в общественных предрассудках, – и… мечтает. Спектакль «Доходное место» – понятный, современный, молодежный по проблематике и исторически верный по форме. Режиссер Зураб Нанобашвили и художник Елена Сенатова (сценограф многих постановок на вологодской сцене) придумали оригинальное сценическое решение «Доходного места», исключающее традиционную степенность, медлительность, разговоры нараспев – театральную «островщину».
Сценография Елены Сенатовой довольно необычна: вместо купеческих баранок и чаепитий, на сцене гротесковая декорация, воплощающая в 22 Театральный альманах №1 себе мощь и силу денег, олицетворяющая собой сложную бюрократическую машину, проецирующая психологию «верха» и «низа» общества. В центре сцены – огромный стул, «доходное место», куда стремится усесться Белогубов и откуда «слетает» дядя-чиновник Вышневский. Внизу, как пристройки к «доходному месту», – дом Кукушкиной, дом Вышневских и лестницы «департамента», по которым можно взобраться «наверх». Где-то выше и в стороне – чердачные лестницы Жадова. По ним он поднимается и смотрит в телескоп на звезды: быть выше подлости и чище чиновничества – вот основная цель Жадова.
Символ «доходного места» вращается, являя зрителям разные виды человеческих склонностей и устремлений: в доме Кукушкиной главное – отдать поскорее дочек-бесприданниц в замужество, чтобы получать какой-то доход; Вышневский озабочен холодностью жены – он уверен, что любовь и страсть можно купить или продать. По лестницам департамента с тыльной стороны декорации бегает ловкий и расчетливый Белогубов, стремящийся подняться и закрепиться «наверху».
Суета и бессмысленная возня вокруг «доходного места» завершается в финале. На сцене остается лишь Жадов и его любимая Полина. Они вместе смотрят на звезды, в небо, где всё гармонично и понятно, безмятежно и стройно, где можно забыть, что мир не совершенен.
Роль Жадова исполняет Дмитрий Бычков. Это первая крупная роль молодого актера в Вологодском драматическом театре. Образ, который он создает на сцене, подкупает искренностью и непосредственностью. Жадов симпатичен тем, что ещё не обезличен системой, дерзок и смел, он ещё к чему-то стремится, верит в идеалы, умеет мечтать. Антипод Жадова – Белогубов в исполнении Николая Акулова. Преувеличенно внимателен, льстив,
принижен – в общем, довольно гадок и смешон в своем стремлении любой ценой проползти к «доходному месту».
Юсов в исполнении засл.арт. РФ Олега Емельянова – теоретик чиновничьей системы. Философские размышления о колесе Фортуны, всегда верные умозаключения, умение извернуться в минуту опасности – Юсов хитроумный герой, в уста которого заложена истина, какой бы неприглядной она ни была. Кстати, именно слова Юсова вызывают большего всего симпатии у зрительного зала.
Владимир Таныгин – исполнитель роли Вышневского – отошел от традиционной трактовки образа старого генерала. Он силен и красив, его искушенность и здоровый цинизм принимаются публикой благосклонно и сочувственно. Сложно спорить с его рассуждениями о семье, роли мужа, психологии отношений.
Жена Вышневского – холодная красавица в исполнении Оксаны Киселевой, – раскаивающаяся в своей и чужой расчетливости, жертва собственной нелюбви к старому мужу и страстной привязанности к уже умершему любовнику.
Роль Кукушкиной играют в спектакле засл.арт.РФ Марианна Витавская и Нина Скрябкова, обладающие совершенно разными актерскими манерами. Фелисата Герасимовна в исполнении Витавской имеет недюжинный дар перевоплощения: она женственна и игрива с Юсовым, резка и строга с дочерьми, ласкова и лукава с женихами. В арсенале героини множество театральных гримас и жестов. Кукушкина Скрябковой – более традиционный образ мамаши, всеми силами стремящейся сбагрить дочек замуж. Актерство и лицедейство ей заменяет житейская женская хитрость.
Юлинька, роль которой также исполняют две актрисы – Полина Бычкова и Екатерина Петрова, идет по стопам матери. Не обладая особой красотой и добрым сердцем, Юлинька использует свой изворотливый ум, чтобы заманить и окрутить перспективного жениха Белогубова. Героиня Бычковой – яркая и темпераментная, склонная к насмешкам и издевкам. Юлинька Петровой, быть может, не так затейлива и язвительна, но более импульсивна и по-женски кокетлива.
Полина в исполнении Натальи Абашидзе не выглядит «чужой» в семье Кукушкиных, ибо, несмотря на чистоту, искренность и сердечность, она также способна в нужный момент залиться слезами, приласкаться или обжечь холодностью Жадова. Но только делает она это по-детски мило и неумело. Ей чужда всякая искусственность, поэтому лгать и кривляться у Полины не получается. Совсем небольшая, но яркая роль у Марины Сидякиной – горничная Стеша. Эта маленькая стремительная девица успевает не только сдувать пыль с мебели, помогать одеваться барышням, готовить и убирать, но и жаловаться на строгую хозяйку, подглядывать за молодыми Кукушкиными, вмешиваться в разговоры и появляться одновременно в разных частях дома.
В «Доходном месте», как и во многих спектаклях, поставленных Зурабом Нанобшвили, на первом плане – эмоция, ритм, энергетика, пластика. В то же время внутри спектакля – тончайшая самоирония, юмор, психологизм. Поэтому и бьет «Доходное место» по чиновничьему самовластью очень хитро: для понимающего достаточно, а прочие – пусть наслаждаются смехом и красивой игрой.
За спектакль «Доходное место» творческий коллектив Вологодского драматического театра удостоен государственной премии Вологодской области в сфере культуры и искусства.