Нина ШАЛИМОВА

Доходное место свободно - кто следующий?

Культура. - №31, 2009
Вологодский драматический театр поставил "Доходное место" А.Н.Островского. Знаменитую комедию режиссер Зураб Нанобашвили прочел пристально и пристрастно.
Вологодский драматический театр поставил "Доходное место" А.Н.Островского. Знаменитую комедию режиссер Зураб Нанобашвили прочел пристально и пристрастно. Он сосредоточил внимание не на молодом герое и выпавших на его долю испытаниях, а на тех чиновниках, кто успел вовремя сориентироваться и теперь стрижет купоны с захваченных должностей. Об этом и спектакль, программка которого сделана в современной пятитысячной купюры: хочешь иметь такую же настоящую, и не одну - карабкайся вверх и захватывай служебное кресло, на обладателя которого дензнаки чуть ли не с неба сыплются.

Сцена оформлена Еленой Сенатовой в соответствии с главной мыслью спектакля. По центру возвышается едва ли не до колосников огромное кресло с гербом на спинке и опорами размером с колонну. Внутри него пониже - еще одно кресло, поменьше, поскромнее, а внутри второго - третье, совсем крохотное, однако человеку разместиться можно. В каждом из трех отсеков над конторкой склонилась фигура пишущего чиновника - молодого, постарше и совсем старого, поседевшего и одряхлевшего за бумагами. Не сразу догадываешься, что это куклы, проводящие свою жизнь в надежде, что удастся занять какое-либо их кресел и переменить стоячее положение на сидячее.

На темном заднике разбросаны звездные светляки, но на небо здесь никто не смотрит, кроме юного Жадова, который сюда не вписывается никак. Молодой артист Дмитрий Бычков играет его вчерашним студентом, злосчастным романтиком и восторженным звездочетом. Зрители мало его замечают и вовсе не сочувствуют его рацеям о честной бедности. Зато они весело приветствуют мадам Кукушкину - несостоявшуюся актрису из тех, о которых говорят: "Та еще штучка". На наших глазах она с указкой в руке дает урок дочкам, играя в строгую учительницу (отличная работа Марианны Витавской). Дочери урок схватывают на лету, особенно Юлинька (в исполнении Полины Бычковой она напоминает типичную клубную девочку, недалекую, но цепкую и по-житейски хитрую). Полинька же - плохая ученица, непосредственная, смешливая и поминутно отвлекающаяся. Она и хотела бы походить на сестру, но получается это у нее неважно. Наталья Абашидзе играет эту роль, скользя по тонкой жанровой грани между нелепым и серьезным, комичным и драматичным. Во втором действии ее героиня уже беременна и, указывая на живот, настойчиво требует от мужа не только новую шляпку, но и новую жизнь для будущего ребенка. С важной снисходительностью поучает ее сестра, с мелодраматическим пафосом восклицает мать: "Плачь, несчастная!" Полинька так и делает. Но старательно повторяемые чужие слова и детские слезы с подвыванием о "погубленной молодости" зал встречает добрым смехом, поскольку выглядит она едва-едва на семнадцать лет. Ее растерянный дважды повторенный возглас: "А доходное место!?" - тоже вызывает оживленную смеховую реакцию, поскольку героиня в силу своей юности и наивности абсолютно не способна понять всю серьезность происходящего.

Между тем дела действительно нехороши, ибо правят бал обладатели вожделенных чинов, положений и должностей. Они здесь главные и не только на сцене, но и за пределами театральных стен, в реальной жизни. Этот разворот сценического сюжета сближает общественную комедию Островского с драматической сатирой Сухово-Кобылина и Салтыкова-Щедрина.

За взаимоотношениями чиновников зал наблюдает особенно внимательно, на их высказывания реагирует особенно бурно и сочувственно. Над умильной повадкой Белогубова зрители только посмеиваются (на наш взгляд, исполнитель пережимает по части фарсового комикования), но речения мудреца Юсова воспринимают активно, как написанные сегодня, буквально только что. Олег Емельянов говорит веско, юсовские соображения выкладывает, как на блюдечке, и зал не может не согласиться сего правотой. И воровать надо умеренно, не зарываясь, и тратить нахапанное по возможности незаметно, чтобы встретить кончину в собственной постели, а не на тюремной койке, а что касается общественного мнения, то наплевать и забыть.

Самый высокопоставленный и матерый из всех должностных лиц - Аристарх Владимирыч Вышневский. Он - в центре событий, его расположения добиваются, о нем говорят с придыханием и почтением. Владимир Таныгин в этой роли солиден, когда общается с племянником; важен, когда разговаривает с нижестоящими; темпераментен, когда добивается от молодой жены исполнения супружеского долга; взнервлен, когда узнает об утрате должности. На наших глазах он узнает об измене супруги, теряет доходное место и смертельно от всего этого заболевает. Однако болезнь его не сламывает, и в виду смерти он сохраняет свою злобу, ненависть, силу. Ведь его не просто сбросили (самое высокое кресло пошло вниз и утвердилось на ровном планшете сцены), а сопроводили падение фальшивыми и лицемерными словами (наверняка о коррупции, превышении служебных полномочий, оборотничестве и проч.). А дело-то с разоблачением ясное: место кому-то понадобилось, вот и вся "борьба за чистоту рядов". Зал согласно внимает этой правде отставного чиновника.

Освободившееся за смертью Вышневского кресло немедленно (можно сказать, торжественно) поднимается наверх и водружается там, где было вначале. Этим видением опустевшего кресла, словно поджидающего новую кандидатуру, заканчивается спектакль. Доходное место освободилось - кто следующий? Наверное, кто-нибудь из опытных Юсовых или прытких Белогубовых... Финальное многоточие режиссера наполнено горечью: неужели чиновничье всевластие в России никогда не кончится?