Йошкар-олинских театралов нынешний сезон не устает радовать событиями - премьерами, фестивалями, гастролями. Очередной сюрприз – спектакли Вологодского драматического театра, которые наши земляки увидели на сцене нашего театра драмы им. Г. Константинова на прошлой неделе.
По русскому обычаю, гости привезли с собой целый "набор подарков" - и для детей, и для их родителей: сказки, комедии и... "вполне современные истории". Так была определена в программе вологжан пьеса А.Н. Островского "Доходное место". Акцент на "полную современность" сделан не случайно.
Впечатляет сценографическое решение спектакля (автор Елена Сенатова) - масштабное и очень емкое. Декорация, представляющая собой гигантское, чуть ли не до потолка "доходное место" со "служебным лифтом", заключает в себе всю многоуровневую карьерную пирамиду, вскарабкаться на вершину которой - заветная мечта многих. Желающим воспользоваться "лифтом" необходимо решительно избавиться от некоторых вредных предрассудков, вроде болезненной честности и достоинства. Зато тем, кто не отягощен этими качествами, подзвездная высь сулит жизнь полной чашей и теплое местечко рядом чуть ли не с самим Господом Богом.
Режиссер Зураб Нанобашвили умелыми мазками "подкрашивает" пьесу Островского в нужных местах, предлагая зрителю обратить внимание на бытовые ситуации, списанные, кажется, с сегодняшней повседневной жизни - и специфический антураж позапрошлого века отходит по восприятию на задний план в сочетании с ними. Настолько яркой, например, выглядит мамаша Кукушкина в исполнении заслуженной артистки РФ Марианны Витавской, что при помощи школьной доски просвещает дочек, как именно нужно своих мужей "точить, чтоб деньги добывали". Долго смакуется на сцене шляпка - подарок Юлиньки (Екатерина Петрова) бедной сестре Полине (Наталья Абашидзе). Не особенно далекой, простоватой Полине она кажется чудесным символом богатой и роскошной жизни - публика же видит смехотворную ее вульгарность и хихикает над "гламурным" предметом дамского туалета. Очевидно, сопоставляя с "личной" реальностью и имея в мыслях что-то свое.
Вообще же "Доходное место" в исполнении вологжан начисто лишено нравоучительной "черно-белой" хрестоматийной разметки. Честный и бедный, пылкий юноша Жадов (Дмитрий Бычков) с благородной идеей "жить своим трудом", честно признаться, вовсе не выглядит положительным героем на фоне высокопоставленного мздоимца и домашнего тирана Вышневского (Владимир Таныгин). Не возвышает его и оглушительный крах этого чиновника. Кто-то, рухнув с высот "доходного места", теряет все - деньги, репутацию и здоровье, кто-то - изначально не имея ничего, обречен прозябать и в будущем. С точки зрения житейской мудрости наиболее выгодна позиция чиновника Юсова (заслуженный артист РФ Олег Емельянов) - аккуратно лавировать, чтоб были "волки сыты и овцы целы" - это и есть рецепт "правильной" жизни? Этим вопросом в определенный момент, вероятно, задается любой человек, не свободный от моральных принципов. Вопросительной интонацией и заканчивается спектакль: так "как же все-таки доходное место"?
Словом, в плане "житейности" историю, рассказанную артистами из Вологды, действительно можно запросто представить рассказанной и обсуждаемой где-нибудь на лавочке двумя любительницами посудачить (фамилии и чины подставляйте по усмотрению!). И как любая "житейская" история, она не содержит в себе прописной морали.
Выводы каждый делает сам. А коллективу Вологодского театра - огромное спасибо за умный, талантливый и заставляющий размышлять спектакль.