Про "Сон в летнюю ночь" ИОДТ. Разговор с Зурабом Нанобашвили

Беседовала М.Шабарова. Оригинал статьи: https://myorangetheater.livejournal.com/16705.html, 09.03.2013
До премьеры спектакля Сон в летнюю ночь У. Шекспира в Ивановском областном драматическом театре осталось чуть больше месяца (13 апреля - премьера!). Мы побеседовали с режиссёром Зурабом Нанобашвили о снах, Шекспире, и о любви...
Что для вас самое сокровенное в Шекспире?
- Шекспир не писал в стол - это его сила. Его пьесы изначально - для театра. Если сказать "пьесы Шекспира современные" - это, наверное, пошлость. Они вечные!

10 лет назад вы уже поставили спектакль по этой пьесе. Что заставило вернуться и именно к ней? Недоговорённость тогда, или новое осмысление всего..
- Ставил 10 лет назад…А что такое 10 лет? Это как берёшь фотографию, смотришь - миловидный мальчик, о чём он думал, в чём разбирался? Знает только ОН, Там наверху. У Него своё летоисчисление.
Здесь уже совсем другая история. Другой возраст, другое время, театр, артисты, художники - всё другое!
Есть несколько пьес, которые преследуют меня всю жизнь. Чаще всего это именно шекспировские пьесы. (Смеясь) Может быть, мы грузины, считаем его своим автором так же, как англичане. Может быть, из-за того, что там очень большой эмоциональный заряд, эксцентрика.
Она близка мне... История о том, что можно умереть, если не любить, а можно заблуждаться в своих чувствах. Можно в себе потерять человека и жить рефлексами, превратиться в животное под действием этого цветка, который зовут "любовь" и "праздность". Это же образ, а не бутафорский цветок с фонариком или с водой.

Много волшебства, снов, реальности… Что же сможет вывести из этого заблуждения к свету, неведомые силы или людские чувства??
-Человек, его природа. Природа любить и быть любимым. А любить умеют не все. Многие умеют влюбляться, многие - увлекаться. И не каждый может быть преданным и любить человека, без изъянов.
Когда мы счастливы? Когда внутри нас гармония. Конфликты все идут изнутри, когда мы сами собой не владеем.
Любовь есть Бог. Это и есть важное.
Тогда границы смываются - люди, эльфы, сон и явь - это всё любовь.

Раньше - "Пиросмани", сейчас - "Сон в летнюю ночь", тянет Вас на фей, потусторонние миры..
- Верю в миры, загробную жизнь, грань между ними пересекается. "Пиросмани" - про художника, жизнь в искусстве.
"Сон" - мир наших фантазий и желаний. Жизнь и духовная, и плотская, их нельзя разделить в любви. А "Сон" про любовь…когда лишаешься разума, обостряется взгляд, хочется прикоснуться…
Только после смерти душа отделяется.
В театре, в целом, для меня очень ценно остановить секунду, повернуть её и проанализировать.

...Как у Бродского, "Остановись мгновенье. Ты не столь прекрасно, сколь ты неповторимо". Есть какие-то особенности работы с текстом в стихах?
- Мы говорим о мотивировках, сначала "что" и "почему", а потом уже "как". Тогда, после, "как" преобразовывается в рифмы, приобретает стихотворный вид.

А как быть, ведь вы работаете с переводом текста? Он же всё-таки дальше от оригинала…
- Берёшь основу, реконструируешь из нескольких источников. Текст для спектакля уточняется на репетициях. Как судьба, со временем видоизменяется.

Кто-то ставит в классическом варианте, другие буквально адаптируют к современности…
- Форма уже вторична. "Как поставить" - для меня важна концепция. Не современность в первую очередь, а вечность. Театр должен быть вечным!

В пьесе есть такая строчка "Весёлая трагедия в стихах", а что получается у Вас?
- (смеясь) Лирическая комедия иногда в стихах.

Что же увидит зритель?
- Сценический вариант пьесы, то, что мы сейчас готовим - он ёмкий, компактный, выразительный. Что точно будет в итоге - не знаю. Эта история должна быть интересна для молодых людей. Сейчас что происходит? Многие стесняются любить. Отношение к чувству стало ироническим, а зря!

Может, это зрительское чувство, когда тебя что-то внутри цепляет и не знаешь. от чего, почему…А бывает в процессе постановки так, что ведёт неизвестно куда?
- Я всегда знаю, куда иду, и что хочу, но, повторюсь, что получится - не знаю.
И это не только от меня зависит - и актёры, и художники, и композиторы - все работают вместе. Актёр должен приходить к роли не насильственно, а мы вместе занимаемся сотворчеством.
Когда актёр начинает присваивать мысль, это и есть настоящее перевоплощение!
Я люблю вводить зрителя в заблуждение. Через сложное должно быть просто.
Сколько не шли пьесы Шекспира на нашей сцене... лет 15…20…30?