Двенадцатая ночь
Шекспир написал «Двенадцатую ночь, или Что угодно» в 1600–1601 годах. Премьера спектакля состоялась в Лондоне в 1602 году. За 400 лет этот комедийный спектакль ставили практически на всех театральных подмостках мира. В России спектакль по «Двенадцатой ночи» впервые появился в 1867 году на сцене
Малого театра. В
московском театре «Современник» спектакль поставил английский режиссер Питер Джеймс в 1975 году. Благодаря телевизионной версии 1978 года Марина Неелова предстала перед зрителем и в роли Виолы, и в роли брата-близнеца Себастьяна.
Антоний и Клеопатра
Шекспир обратился к древнеримской истории в первом десятилетии XVII столетия. На основе жизнеописания Марка Антония он создал свою трагедию «Антоний и Клеопатра». В 1608 году ее сыграли в лондонском Энтертейнмент-Стейшонерс-холле. В России спектакль «Антоний и Клеопатра» появился спустя почти 300 лет — в 1887 году в Малом театре.
Одной из самых запоминающихся постановок этой пьесы в России стал спектакль в
Театре Вахтангова. Режиссер
Евгений Симонов представил его в 1971 году. Через 9 лет вместе с режиссером Леонидом Пчелкиным Симонов перевел постановку в формат телеспектакля.
Укрощение строптивой Комедию «Укрощение строптивой» драматург создал в 1593–1594 годах. В России ее впервые поставили в 1865 году в Малом театре. На советской сцене постановка «Укрощения строптивой» стала театральным событием в
Академическом театре имени Ленсовета. В постановке
Игоря Владимирова комедия обрела новое звучание: появились музыкальные вкрапления композитора
Геннадия Гладкова, актеры в спектакле использовали современные изобретения: телефон, магнитофон, электробритву — а простые декорации художника Анатолия Мелкова объединили историзм и современность постановки.
Ричард III Эту историческую пьесу Уильям Шекспир написал в 1591 году. Первая постановка «Ричарда III», о которой сохранилось точное свидетельство, состоялась в 1633 году. Спектакль в Вахтанговском театре поставил армянский режиссер Рачия Капланян в 1976 году. Он же выступил и сценографом. По его задумке, основную часть сцены занимал огромный деревянный трон, на котором и происходило все действие. На нем восседали претенденты на корону, по нему же скатывались обратно, убитые Ричардом III. Метафорическую сценографию дополнили костюмы художника
Вячеслава Зайцева : в них он использовал все оттенки красного — от кроваво-красного, символа убийства, до пурпурного, знака королевской власти.
Ромео и Джульетта
«Ромео и Джульетту» Шекспир, предположительно, сочинил в 1594–1595 годах. На сцене трагедия о любви юноши и девушки из двух враждующих старинных родов приобретала новое звучание в
постановках разных режиссеров. По мнению Валерия Беляковича, его спектакль в
Театре на Юго-Западе по стилистике стал народной трагедией. Шекспировский текст в переводе
Пастернака и простая сценография Беляковича создали атмосферу, в которой образы героев раскрылись с точки зрения сегодняшнего дня. Впервые «Ромео и Джульетту» поставили в Театре на Юго-Западе в 1992 году. С тех пор спектакль закрепился в репертуаре.
Гамлет Одну из самых известных пьес Шекспира в мировой драматургии впервые поставили в 1601 году. В России «Гамлета» литературно переработал
Александр Сумароков в 1748 году. Через несколько лет эту интерпретацию шекспировского произведения поставили в
Русском театре в
Санкт-Петербурге . Позднее режиссеры стали использовать более точные переводы, чаще всего Михаила Лозинского и Бориса Пастернака, но по-своему интерпретировали текст. В 2012 году на малой сцене
Вологодского драматического театра состоялась премьера трагедии Шекспира «Гамлет» в постановке
Зураба Нанобашвили. Режиссер трансформировал эту историю в малую площадку театра, включив зрителей в постановку.