Алексей Сальников

Карамазовы и ад

С 6 по 13 июля в Вологде проходил IX Международный театральный фестиваль "Голоса
истории". Предлагаем вашему вниманию очерки о спектаклях вологодского журналиста
и театроведа Алексея Сальникова.
Первым на подмостки IX Международного фестивали "Голоса истории" вышел Вологодский драматический театр. "Карамазовы и ад" - эту пьесу Николая Климонтовича вологжане избрали для фестивальной афиши. Думаю, нет надобности говорить о том, какое произведение отечественной классики легло в основу пьесы.

На сцене остов огромного усадебного дома (художник Елена Сенатова). Его фронтон увенчан барельефом с изображением необычной Фемиды: с русалочьим хвостом, отрубленной головой, но непременными весами в одной руке. Нижняя часть полусгоревшего дома, подвал - место обитания "Незаконного Смердякова" (актер Дмитрий Мельников), средняя часть - жилые покои, в центре которых гроб с телом убиенного "Папаши Карамазова" (актер Владимир Таныгин). Вокруг этого гроба идет разбирательство дела об убийстве Папаши. Разбирательство ведут "Ретроградный черт" (народный артист России Леонид Рудой) и "Черт с "направлением" (артист Сергей Закутин). Им внимают то ли присяжные, то ли мрачные свидетели происходящего - 13 фигур в черных балахонах с капюшонами, скрывающими лица (Камерный мужской хор Вологодской филармонии). В начале спектакля главные действующие лица - "Старший сын" (актер Иван Мамонов), "Средний сын" (актер Николай Куцегреев), "Младший сын" (актер Александр Чупин) - молча стоят в центре помоста, напоминая известную скульптуру Ф.Фивейского "Сильнее смерти" (примечание для внимательного читателя: все персонажи именно так драматургом и поименованы, отчего автором рецензии приводятся в кавычках).

Конечно, трудно уложить весь смысл великого романа в два часа спектакля. К тому же восприятие современного зрителя, воспитанного на рекламных и музыкальных клипах, режиссеру-постановщику - художественному руководителю Вологодского драматического театра Зурабу Нанобашвили - так или иначе приходилось учитывать.

Но современные реалии не вошли в противоречие с художественным замыслом спектакля. Несмотря на то, что по форме он напоминает дивертисмент, когда монолог каждого героя выглядит отдельным "номером", целостность спектакля не разрушается. Выяснение, кто повинен в смерти "Папаши Карамазова", нравственные переживания героев, стремление каждого из них убедить собеседника в своей правоте, осознание вины за происшедшее - все настолько художественно убедительно, что заставляет совершенно по-новому взглянуть на хорошо знакомое произведение. Театр мастерски справился с трудной задачей исследования человеческого духа, поисками причин нравственного падения и нравственного возрождения.

Как-то Зураб Нанобашвили обмолвился, что, работая над спектаклем, он рассчитывает на зрителя случайного, попавшего в театр впервые или после многолетнего перерыва. Этот спектакль, безусловно, рассчитан на другого зрителя - на такого, который готов вместе с театром окунуться в поиск истины, спорить с автором спектакля, в чем-то не соглашаясь с ним, доказывать свою правоту. Но главное - на зрителя неравнодушного к жизни, готового вместе с театром задуматься об основных жизненных принципах, которые могут или возвысить человека, или низвергнуть его во тьму ада.

К сожалению, как всегда, спектакль при переносе в сценическую коробку может что-то утратить. Так что остается только позавидовать зрителям, видевшим спектакль Вологодского драматического театра "Карамазовы и ад" по пьесе Н. Климонтовича на фестивале "Голоса истории". Впрочем, когда-то существовала практика показа фестивальных спектаклей вологодских театров и после фестиваля. Надеюсь, она будет продолжена и в этом году.

Вологодская неделя . - 26.07.2007