Алексей САЛЬНИКОВ

Рецензия на спектакль «Ричард Второй»

cultinfo.ru
Шекспировская хроника «Ричард Второй», которую показал Вологодский драматический
театр – это единственный спектакль на нынешнем фестивале, который специально
поставлен на открытой площадке.
На этот раз вологодская драма осваивала Пятницкую башню. Казалось, ограниченное пространство значительно сократит возможности театра, который привык ставить исторические
спектакли с размахом: со сложной машинерией и светом, мягкой подзвучкой. В спектакле же, показанном у Пятницкой башни, сделано всё, чтобы актёрам было комфортно в новых условиях.

Шекспировская хроника перенаселена персонажами. Действие происходит в различных местах. Поэтому сцены в спектакле разведены по четырём уровням. Перед сценой, а это большой помост, вдова герцога Глостера призывает герцога Гонта к отмщению за мужа, король Ричард Второй принимает решение об изгнании Болингброка и лорда Росса в тронном зале, который находится на сцене, приговор фаворитам Ричарда звучит со стены почти из-под купола башни, низложенный Ричард заключён в тюрьму – это пространство под сценой. Театр умело осваивает сложную сценическую площадку.

В какой ситуации человек приходит к мысли, что надо взять власть в свои руки – на этот вопрос театр ищет ответ. За сценой остаётся событие, которое для героев становится рубежным: убит герцог Глостер. Его вдова, уговаривая Джона Гонта отомстить за брата и не найдя отклика, произносит слова, которые станут руководством к действию для многих других героев хроники: «Терпение к лицу простолюдинам, у благородных это значит – трусость». Король Ричард Второй изгоняет из Англии двух своих подданных – герцога Генри Болингброка и Томаса Моубрея. Первого за навет на Моубрея, самого же Моубрея за причастность к смерти Глостера. Отец Болингброка – Джон Гонт, не выдержав позора, умирает. Ричард присваивает себе всё имущество Болингброков. Узнав об этом, Генри Болингброк возвращается из изгнания, чтобы восстановить справедливость. Шекспир за пределами пьесы оставляет то, что недовольство Ричардом зрело в придворном обществе не один год, поэтому зрителям может показаться внезапным решение вернувшего себе наследство Боллингброка низложить Ричарда. Впрочем, в сцене с садовниками говорится о том, что Ричард нерадив, беззаботен и будет низложен. В ответ на вопрос королевы, откуда садовнику известна участь короля, тот отвечает: «все знают то, что здесь сказал я вам». Да и сложные подковёрные игры, сопровождавшие жизнь английских королей в средние века, не предмет исследования ни автора, ни тем более театра. Театр интересуют характеры героев.

Совсем небольшие роли в пьесе герцога Йоркского, его жены и сына. Но сцена, где герцог узнаёт, что его сын Омерль заговорщик против нового короля и решает сообщить это Генриху, а его мать вымаливает прощения для сына, одна из самых запоминающихся в спектакле.

Хроника «Ричард Второй» открывает вторую тетралогию хроник Шекспира. Следующим героем двух пьес этого цикла стал главный антагонист Ричарда Генри Болингброк, вошедший в историю Англии под именем короля Генриха Четвёртого. К сожалению, редкий театр решается поставить все четыре пьесы. Может быть, вологодская драма решится?