Щербаков К. А.
Фестиваль уже переваливает за вторую половину, и мне кажется, что из очень разных спектаклей, непохожих друг на друга театральных индивидуальностей выстраивается, возникает некий внутренний стержень фестиваля. Внешне это очевидно, так как все спектакли посвящены 60-летию победы над фашизмом. Но возникает и что-то более глубокое, неоднозначное. Я бы сформулировал это так: тема сопротивления, «расчеловечивания человека». Та тема, которая актуальная и на войне, и в мирной жизни, и сейчас, и всегда. Спектакль «Дневник Анны», который мы видели вчера, оказывается как бы в неком контексте. Это очень важно для фестиваля, когда возникает не просто сумма спектаклей, а некий контекст из целого ряда спектаклей. При этом каждый спектакль перекликается с другим, подпирает и подчеркивает его смысл и значение. Спектакль «Дневник Анны» стал очень существенной краской на вырисовывающейся карте фестиваля.
Когда я смотрю спектакли Зураба Анзоровича, спектакли очень индивидуальные, сделанные твердой режиссерской рукой, я всякий раз ощущаю некий шлейф знаний театральной культуры, которая в каждом спектакле может продолжаться, может опровергаться, но она «сидит внутри», и это чувствуется, это дает спектаклю некую основательность.
«Дневник Анны» – это спектакль, как мне кажется, прежде всего - о том, в каких обстоятельствах, когда, как человека подстерегает опасность расчеловечивания. На войне, где стреляют, - понятно, в концлагере, который еще ожидает героев спектакля, - понятно, какие страшные обстоятельства обрушиваются на человека и как они ему мешают оставаться человеком. Но ведь есть же и другие обстоятельства. Их нельзя назвать словом «нормальные», но, во всяком случае… Вот в этом чердаке они приютились, у них есть какая-никакая еда, временно они ушли от опасности, наладился быт. Но наладился такой быт, который гнетет и ломает человека: можно ходить только в носках, а в ботинках нельзя; в туалет, даже если очень хочется, днем пойти нельзя, только вечером и так далее и так далее… Масса всяких обстоятельств, и вроде каждое из этих обстоятельств само по себе не трагедия… Но когда эти мелочи, каждая из которых немножко мешает человеку жить, - когда они сходятся, оказывается, это жутко унизительно. И это может сломать человека, расчеловечить, не говоря уже о том, что где-то там внизу подстерегают опасности гораздо большие. Там внизу оккупированный город, но, тем не менее, люди могут ходить по улицам, могут зайти в магазин, в парикмахерскую, в кафе. Та степень подавленности, которая у людей внизу, никак не соотносится с той, в которой живут люди на этом чердаке. То есть как бы нет грани, нет края, нет последней черты, и в то же время из множества и множества деталей, разбросанных по всему спектаклю, эта грань, этот край и эта черта возникает. Думаешь, что эта тема взята из старой пьесы, отнесенная к годам войны, - но она и сегодня существует рядом с нами, хотя мы этого иногда и не замечаем. Это все существует, когда мы проходим мимо мусорного бака, в которых копаются старики и старухи, а нам это уже привычно. Это существует, когда в сотнях километров, в нашей же стране идет страшная война, бойня, люди убивают друг друга, а мы к этому присмотрелись, притерпелись и ничего вроде бы особенного не происходит. Но вот такое равнодушие по отношению к тому ненормальному, бесчеловечному, что происходит рядом или далеко от нас, а нам на это уже как бы наплевать, - это и есть путь к расчеловечиванию.
И эти библейские вкрапления: Адам, Ева, Ной, Господь Бог (которых, кажется, нет в пьесе, и которые появляются в спектакле), - очень существенные, органичные вкрапления, потому что когда этот мелочный унизительный быт соотносится с высшими категориями и соотносится с личностью, то люди лучше осознают себя. Что и на этом чердаке, в тесноте, грязи, нищете и страхе, они все равно божьи твари, и об этом постоянно надо помнить. Это поможет выжить не только физически, но и духовно, и морально.
То, что спектакль - на крыше, это не вынужденное соответствие регламенту фестиваля – показать спектакль на открытом воздухе. Это соотносится с темой и смыслом спектакля. Для зрителя, после долгого подъёма оказавшегося на чердаке Франков, реальная жизнь осталась где-то внизу, его сразу захватывает атмосфера спектакля. Небо над головой становится элементом, персонажем спектакля. И в те моменты, когда оно становится черным, – звучат библейские тексты.
Разные актерские индивидуальности в спектакле волей режиссера складываются в некий ансамбль, где каждый работает, каждый несет свою тему, которая вливается в общую тему – тему противостояния расчеловечиванию, утверждения того, что и в этих обстоятельствах существует сострадание, способность понять боль другого, что и в этих обстоятельствах могут рождаться высокие чувства, не заглушаемые мучительными и унизительными бытовыми неурядицами. Господин и госпожа Франк (сдержанно и по-человечески трогательно они сыграны актерами Трубиной и Рудым) - супружеская пара, которая столько прошла в своей жизни и столько всего видела… и вдруг в финале обозначился совершенно непримиримый конфликт между ними, душевный раскол. Когда она говорит, что надо прогнать вора, а он говорит, что надо его оставить - и ты чувствуешь, что он пропадет там, и что за каждым из них стоит своя правда. И чья правда важней? Спектакль не дает прямого ответа, и в этом тоже его достоинство. Когда возникает экстремальное обстоятельство, люди проявляются каждый по-своему, и у каждого, тем не менее, обозначается свое человеческое достоинство, от которого он никак не может отступить. И мальчик Питер, которому, конечно же, стыдно за отца, который, конечно же, его осуждает, но в тот момент, когда он понимает, что отца сейчас прогонят и ему придется идти на улицу, - этот мальчик кидается и собирает свой мешочек, потому что отца он не бросит. Вот так из обстоятельств, которые только в конце становятся погранично-экстремальными, возникают человеческие отношения, возникают люди, которые умеют оставаться людьми и умеют сохранить в себе человеческое достоинство.
Конечно, этот спектакль не имело бы смысла ставить, если бы не было в труппе театра актрисы Воробьевой. В «Бальзаминове» она играла вездесущую, современно замечательную Химку, а во «Сне в летнюю ночь» – Пэка. Это совершенно уникальная актриса, и хорошо, что ее дарование не эксплуатируется только в одном направлении. Она всегда разная, но (и в Анне Франк это особенно заметно) ее внутренний «стерженечек» присутствует в каждой роли. Это некий символ жизни в самых-самых разных ее проявлениях. Она выходит на сцену, и понимаешь, что жизнь неуничтожима, что она прорастет сквозь асфальт, сквозь концлагерь, сквозь чердак, сквозь самое-самое ненормальное и бесчеловечное отношение к жизни, которая рвется наружу и ничто ее движение не остановит. Спектакль этот прежде всего о такой жизни, и жизнь этому спектаклю, мне кажется, суждена долгая.