Первая премьера 2019 года состоится в таганрогском чеховском театре в конце марта. Зрители увидят «Чайку» Бориса Акунина в постановке Зураба Нанобашвили. На полях многочасовых репетиций «Новому курьеру» довелось побеседовать о будущем спектакле с художественным руководителем театра Сергеем Гертом и режиссёром Зурабом Нанобашвили. Нет ли опасений, что после выхода спектакля найдутся те, кто станет упрекать, как в своё время и Акунина, в таком вольном использовании классики?
«Это самостоятельное произведение – театральная фантазия, – говорит Сергей Герт. – Ведь мы все любим фантазировать – что будет дальше с персонажами того, или иного произведения… Интерпретация классики – это отнюдь не ново. Можно, например, вспомнить Брайана Фрила, который переводил Чехова…»
Несколько лет назад «Чайка» Акунина была издана вместе с чеховской пьесой – под одной обложкой. Но в репертуаре чеховского театра подобного соседства не ожидается.
«У нас такой классической «Чайки» нет в репертуаре, – поясняет Сергей Герт. – Есть спектакль «Лишний человек», который ставил корейский режиссёр Кан Те Сик. Но я бы не назвал это чеховской «Чайкой». Это его фантазия на тему чеховской «Чайки». Однако даже если бы классическая постановка была, то я бы не стал это объединять. Да это было бы и некорректно – акунинское произведение совершенно самостоятельно…»
Первая сцена «Чайки» Бориса Акунина – по сути последняя сцена чеховской Чайки. Дальнейшее действие разворачивается в детективном жанре. Сергею Герту предстоит сыграть врача Евгения Дорна, который в акунинской пьесе вспоминает о предках, что, обрусев, превратились в Фондорновых и Фандориных…
Читатели «Чайки» Акунина признавались, что это произведение подтолкнуло их к новому прочтению Чехова.
«Конечно, мы, так или иначе, возвращаемся к чеховским образам, – говорит Сергей Герт, - разбираемся в этих характерах».
«Однако некоторые персонажи совершенно меняются, – уточняет Зураб Нанобашвили. –Характеристика героя – совсем иная. И это даёт возможность создать захватывающий психологический детектив, который держит нас в постоянном напряжении. Заставляет задуматься, на что способно общество, обычные люди. Способны ли мы стать преступниками? Оказывается, способны. Каждый из нас способен, и каждого можно принести в жертву, к сожалению, это так… Да, в спектакле это может восприниматься легко, с той иронией, которая существует и в жизни. С сарказмом, которым человек на самом деле защищается. Художественная неправда порой правдивее отражает время, чем жизнь».
Как, и у кого первого появилась идея этой постановки на сцене таганрогского театра, Сергей Герт и Зураб Нанобашвили теперь даже не припомнят. «Говорили об этом ещё в 2010 году, а только в 2019 году начали осуществлять, – рассказывает Зураб Нанобашвили. – Изначально спектакль задумывался как малая форма, но в процессе обсуждений решили всё же перейти на большой зрительный зал».
Созданием сценографии режиссёр занимается вместе с художником Светланой Рарий, обладающей большим опытом театральной работы. Она же творит костюмы для героев постановки.
«Костюмы – очень выразительные, говорящие, – рассказывает Зураб Нанобашвили. – Они вроде бы из той эпохи, но имеют отсылку к современности, нет прямолинейных образов».
Музыкальную составляющую будущего спектакля создаёт театральный композитор Дина Бортник, с которой Зураб Нанобашвили сотрудничает, по его словам, уже 18 лет. Она была музыкальным оформителем таких поставленных в Таганроге спектаклей как «Сон в летнюю ночь» и «Метод».
По признанию режиссёра, самый сложный для него персонаж в этой истории – это зритель, который будет смотреть спектакль.
«Они не будут играть, они будут сидеть в зале и молчать, но мне важно, насколько будут воспринимать, понимать, принимать то, что увидят, – говорит Зураб Нанобашвили. – Сможем ли заворожить, загипнотизировать зрителя? Если это происходит, тогда ты начинаешь забывать, в каком городе находишься, в столице или провинции. Появляется одержимость сказать. И если действительно хочешь что-то сказать, всегда найдется ухо, которое тебя услышит, сердце, которое сможет понять. Это не просто абстрактные гуманистические идеи, это то, что мы должны протащить за собой через всю жизнь. Только так можно сохранить что-то настоящее, что-то главное для себя».