– Между датами написания пьес Чехова и Камолетти – больше полувека. Насколько изменилось общество, герои, мотивы?
– Два абсолютно разных, полярных спектакля и по эстетике, и по жанру, по средствам выразительности, по художественной составляющей... Всё изменилось, а ценности – нет. Просто гений этих авторов разный. В «Боинге» мы хотим показать не низменные страсти, а человека в поисках любви. Просто он выработал свою систему поиска. Камолетти в комедии положений оставляет место для лирики. Он говорит о том, что человек всегда хочет главного – любить и быть любимым.
Конечно, разгадываешь авторов, строишь свою историю, исходя из интуиции, познаний, образования, вкуса, знания профессии и так далее. Как бы я ни ставил сейчас Чехова, это будет изначально моя история, а потом – наша общая о вишнёвом саде. В «Боинге» я себе даю больше свободы, да простит меня автор. И всё равно герои совершают поступки, которые ты должен разгадать.
– «Боинг» и «Вишнёвый сад» – это ваши первые работы с гомельской труппой. Какие ощущения? Есть «географические» отличия от других театров?
– Артисты отличаются не географией – поколениями. Старшее поколение всегда более профессионально. Общее впечатление пока не сложилось: многие спектакли посмотреть не удаётся, ведь каждый вечер репетируем. А вот некоторые артисты мне уже стали глубоко симпатичны, интересны, я к ним уже привязался. В целом же – достаточно работоспособная, профессиональная труппа.
– Как преодолеть «клиповость» мышления современного зрителя?
– В современном театре всё чаще мы видим «высокотехнологичные» спектакли, основанные на видеоряде. Такой якобы авторский театр, который изначально относится снисходительно к зрителю – «Ты можешь и не понять...», – очень плохо отражается на актёрском искусстве. Артист начинает деградировать, потому что превращается в функцию внутри ткани Hi–Tech–спектакля или внутри спектакля–концерта, который насыщен огромным количеством песен, танцев, цирковых номеров. И вроде бы нам нужно стремиться к театру синтеза, но теряем главное – СЛОВО, которое должно быть венцом театрального искусства.
Театр всегда был очень умным, из нового, пришедшего от цивилизации, брал только хорошее. А сейчас пытается взять всё. Вот зрителю и становится лень прослеживать тот же полуминутный проход Фирса по пустому дому. Понятно же, что дом уже пустой. Может, сразу дадим старику умереть? Но важны именно эти секунды, когда Фирс убеждается, что он больше никому не нужен. Именно это даст нам аллюзию на то, что мы сами пройдём в конце нашей жизни. Дом наш будет пуст или полон? Будет холодным или тёплым? Он будет населён близкими и родными или они будут за тридевять земель? Видите, сколько мыслей в 20–30 секундах прохода Фирса? И из-за каких-то технологических или других изменений в жизни мы должны отказаться от этого? Если верить самим и говорить об этом, как об очень важном и очень больном, уверен, зритель пойдёт за нами.
– Вы часто ставите классику. Кто для вас первый среди первых?
– Островский и Шекспир. Через Островского я понял вообще, кто такие русские. Через его художественную неправду понял жизненную правду: как устроены род, пространство вокруг, как сформировалась страна. А Шекспир – с детства. Для меня это как грузинская драматургия, написанная для театра, в котором ты абсолютно свободен в своих фантазиях, желаниях... Как это мощно, красиво, поэтично, как театрально, – когда жизнь становится похожей на искусство, но не становится менее страшной, важной, скорбной. Ведь в любом случае наша жизнь закончится болезнью, смертью... Как говорил Оскар Уайльд: «Мне бы покрывало накинуть на все беды и ужасы жизни». Время от времени мы должны уходить в искусство, создавая, как нам кажется, более идеальный мир.