Ирина СОРОКИНА

Премьера спектакля «Ричард II»

cultinfo.ru
Премьеру спектакля «Ричард II» представил на XII Международном театральном фестивале «Голоса истории» Вологодский государственный драматический театр.
Это единственный вологодский театр, кто рискнул показать свой спектакль на площадке под открытым небом. В этот раз артисты «обживали» Пятницкую башню, которая, по словам режиссера Зураба Нанобашвили, больше всего подходит для спектакля о cредневековой Англии: «Площадка чем-то напоминает стены английского замка со шпилем, позади деревья – почти как сад». А в Консисторском дворике присутствие Софийского собора уже подразумевает, что разговор будет по-русски: о России или православии, считает режиссер.

«Ричард II» – это история смены власти в Англии в конце XIV века, в центре сюжета – свержение короля Ричарда II и захват власти Генрихом Болингброком, двоюродным братом Ричарда. Но в спектакле раскрывается не столько исторический аспект, сколько сущность взаимоотношений, понятие человеческих ценностей. Что есть власть? Это мудрость правителя, желающего процветания своему народу и государству, или стремление навязать свою волю? – герои постановки понимают ее по-разному. Перед всеми стоит сложный выбор между долгом и личными интересами, между покорностью и праведной местью.

Слова актеров в ночной акустике Пятницкой башни звучат то громким возгласом, то переходят в заговорщицкий шепот, то превращаются в душевные стенания. Каждая сцена – накал эмоций и чувств, каждый монолог – это выражение философия героя. Особое значение в спектакле имеет сценография – трехъярусное пространство помогает расставить необходимые акценты. Вот король на троне – приближен к своим поданным, он с ними на равных. Чтобы подчеркнуть свою власть, он поднимается на башню, а заканчивает свои дни в самом низу, в темнице. Король предан и свергнут, он остается один на один с собой и своими мыслями.

В спектакле задействован весь мужской состав труппы. В роли короля Ричарда – Дмитрий Бычков. Генрих Болингброк – Николай Акулов. Исполнительниц женских ролей всего четыре – заслуженная артистка России Марианна Витавская, Анастасия Задорина, Оксана Киселева, Полина Бычкова.

Костюмы, оружие и другие атрибуты для героев спектакля создавались с учетом исторической эпохи. Сотрудники театра обращались за консультациями к различным источникам, в том числе и в Великобританию. Работа над постановкой была долгая и непростая. Во-первых, артистам пришлось учиться изъясняться пятистопным ямбом, именно этот стихотворный размер используется в пьесе Шекспира. Репетиции проходили на улице в ночное время при любой погоде, доводилось даже играть под проливным дождем. Да и создавать образы своих героев пришлось буквально с нуля. «Мы понимали, что информации о том, как они выглядели, как себя вели, мы не найдем, но мы исходили из наших знаний о Шекспире, о том времени», – рассказали актеры Игорь Ломанович (граф Нортумберленд) и Анастасия Задорина (жена короля Ричарда).

«На фоне таких событий, как смена власти, мы хотели рассказать о том, как, лишившись чего-то важного, понимаешь, что можешь раскрыть в себе человека, – рассказал о спектакле Зураб Нанобашвили. – Сегодня театр чаще всего ставит спектакли о сильных, ярких, талантливых, а мы захотели поговорить о страхе, о том, как человек поймет себя. В сцене перед зеркалом, где свергнутый Ричард остается один на один с собой, он этот «священный елей» смывает сам – никого не осталось вокруг, кто скажет про него что-то доброе. Лишь его супруга приходит к нему в темницу, и эта встреча на него действует особенно. Они жили каждый сам по себе, а эту трагедию, это горе она готова с ним разделить. И в этом христианский посыл – женщина создана быть помощником мужчине. В нашем спектакле много разных аллюзий – от мифологических до политических, и мне бы не хотелось, чтобы зритель прочитал его только в одном ключе, как политическое повествование. Нам очень важно быть понятными, а не доступными. Я наблюдал во время спектакля за зрителем, и было очень приятно, что зал дышал в унисон с артистами».

Еще один показ в Пятницкой башне состоится 3 июля 2014 года. А те, кто не успел увидеть спектакль «Ричарда II» в рамках фестиваля «Голоса истории», сможет посмотреть его в новом творческом сезоне осенью, но уже не на открытой площадке, а на сцене Вологодского драматического театра. В ноябре театр отмечает 165-летний юбилей, поэтому вологжан ждет немало приятных сюрпризов. Так, например, в Вологду со своим спектаклем вновь приедет Михаил Угаров, в этот раз его постановку покажут артисты Центра имени Вс. Мейерхольда.