Это единственный вологодский театр, кто рискнул показать свой спектакль на площадке под открытым небом. В этот раз артисты «обживали» Пятницкую башню, которая, по словам режиссера Зураба Нанобашвили, больше всего подходит для спектакля о cредневековой Англии: «Площадка чем-то напоминает стены английского замка со шпилем, позади деревья – почти как сад». А в Консисторском дворике присутствие Софийского собора уже подразумевает, что разговор будет по-русски: о России или православии, считает режиссер.
«Ричард II» – это история смены власти в Англии в конце XIV века, в центре сюжета – свержение короля Ричарда II и захват власти Генрихом Болингброком, двоюродным братом Ричарда. Но в спектакле раскрывается не столько исторический аспект, сколько сущность взаимоотношений, понятие человеческих ценностей. Что есть власть? Это мудрость правителя, желающего процветания своему народу и государству, или стремление навязать свою волю? – герои постановки понимают ее по-разному. Перед всеми стоит сложный выбор между долгом и личными интересами, между покорностью и праведной местью.
Слова актеров в ночной акустике Пятницкой башни звучат то громким возгласом, то переходят в заговорщицкий шепот, то превращаются в душевные стенания. Каждая сцена – накал эмоций и чувств, каждый монолог – это выражение философия героя. Особое значение в спектакле имеет сценография – трехъярусное пространство помогает расставить необходимые акценты. Вот король на троне – приближен к своим поданным, он с ними на равных. Чтобы подчеркнуть свою власть, он поднимается на башню, а заканчивает свои дни в самом низу, в темнице. Король предан и свергнут, он остается один на один с собой и своими мыслями.
В спектакле задействован весь мужской состав труппы. В роли короля Ричарда – Дмитрий Бычков. Генрих Болингброк – Николай Акулов. Исполнительниц женских ролей всего четыре – заслуженная артистка России Марианна Витавская, Анастасия Задорина, Оксана Киселева, Полина Бычкова.
Костюмы, оружие и другие атрибуты для героев спектакля создавались с учетом исторической эпохи. Сотрудники театра обращались за консультациями к различным источникам, в том числе и в Великобританию. Работа над постановкой была долгая и непростая. Во-первых, артистам пришлось учиться изъясняться пятистопным ямбом, именно этот стихотворный размер используется в пьесе Шекспира. Репетиции проходили на улице в ночное время при любой погоде, доводилось даже играть под проливным дождем. Да и создавать образы своих героев пришлось буквально с нуля. «Мы понимали, что информации о том, как они выглядели, как себя вели, мы не найдем, но мы исходили из наших знаний о Шекспире, о том времени», – рассказали актеры Игорь Ломанович (граф Нортумберленд) и Анастасия Задорина (жена короля Ричарда).
«На фоне таких событий, как смена власти, мы хотели рассказать о том, как, лишившись чего-то важного, понимаешь, что можешь раскрыть в себе человека, – рассказал о спектакле Зураб Нанобашвили. – Сегодня театр чаще всего ставит спектакли о сильных, ярких, талантливых, а мы захотели поговорить о страхе, о том, как человек поймет себя. В сцене перед зеркалом, где свергнутый Ричард остается один на один с собой, он этот «священный елей» смывает сам – никого не осталось вокруг, кто скажет про него что-то доброе. Лишь его супруга приходит к нему в темницу, и эта встреча на него действует особенно. Они жили каждый сам по себе, а эту трагедию, это горе она готова с ним разделить. И в этом христианский посыл – женщина создана быть помощником мужчине. В нашем спектакле много разных аллюзий – от мифологических до политических, и мне бы не хотелось, чтобы зритель прочитал его только в одном ключе, как политическое повествование. Нам очень важно быть понятными, а не доступными. Я наблюдал во время спектакля за зрителем, и было очень приятно, что зал дышал в унисон с артистами».
Еще один показ в Пятницкой башне состоится 3 июля 2014 года. А те, кто не успел увидеть спектакль «Ричарда II» в рамках фестиваля «Голоса истории», сможет посмотреть его в новом творческом сезоне осенью, но уже не на открытой площадке, а на сцене Вологодского драматического театра. В ноябре театр отмечает 165-летний юбилей, поэтому вологжан ждет немало приятных сюрпризов. Так, например, в Вологду со своим спектаклем вновь приедет Михаил Угаров, в этот раз его постановку покажут артисты Центра имени Вс. Мейерхольда.