Пьесы Островского, написанные полтора столетия назад, обращенные к жизни, казалось бы, далекой, "исторической" России, сегодня бьют все рекорды популярности. Шесть - семь его произведений ежегодно входят в лидирующую группу "проката". В 2001 году, например, "Банкрот" шел в 18 театрах, в 17 театрах играли "Без вины виноватых", 16 ставили "Не все коту масленица", "Волки и овцы" шли в 15 театрах, "Лес" - в 10, "На всякого мудреца..." - в 11, "Доходное место" - в 10! Всего по произведениям Островского в этом году было показано 937 спектаклей (а ведь мы не берем в расчет названия, не вошедшие в группу лидеров). На них побывали 331,2 тысячи зрителей! Цифра впечатляющая! Это означает, что по вечерам 937 раз пятьсот - тысяча зрителей погружались в мир его сюжетов, лиц, событий! В стихию его непревзойденного языка!
Самое интересное, что это никого не удивляет. Для нас это стало так же привычно, как то, что Малый театр по-прежнему на Театральной площади, а Василий Блаженный - на площади Красной. Но если стабильно высокий интерес к Островскому у нас не сенсация, а норма, то остается признать, что мы живем в достаточно образованной стране с прочными культурными традициями.У нас два постоянно действующих театральных фестиваля, посвященные творчеству Островского. Один из них - "Островский в Доме Островского" - раз в два года проходит на сцене Малого театра. Другой - "Дни Островского в Костроме". Он открылся по традиции 12 апреля, в день рождения драматурга, на сцене одного из старейших в России Костромского драматического театра в шестой раз.Помимо Костромы, в нем приняли участие театры Москвы и Московской области, Ярославля, Иванова, Вологды, Кинешмы и Рязани.Костромской фестиваль - провинциальный. У него свой почерк и особый колорит. Прежде чем подойти к зданию театра, нужно выйти на знаменитую площадь Ивана Сусанина, известный на всю Россию архитектурный ансамбль с пожарной каланчой и гауптвахтой, старинными торговыми рядами: Красными и Пряничными, Мучными и Рыбными, Масляными и Овощными...Того и гляди выглянет из лавки приказчик Подхалюзин: "Милости просим! Малого ребенка пришлете - в луковице не обочтем". Живые декорации времен Островского! Под горой - Волга, без которой нельзя представить себе ни "Бесприданницу", ни "Грозу", не говоря уже про "Сон на Волге". Каждую весну встречала Островского Кострома, когда он переправлялся здесь через Волгу, держа путь в родное Щелыково... Нет, неслучайно именно в Костроме тридцать лет назад впервые прошел юбилейный смотр спектаклей Островского, и с тех пор Кострома стала местом театрального паломничества со всех концов России.Нынешний фестиваль - эпохи акций и векселей, безмерных обогащений и нищеты - явил нам Островского, казалось бы, хорошо знакомого и в то же время в чем-то неожиданно нового. Его пьесы с далекого, исторического горизонта вышли на авансцену нынешнего дня - именно этим в первую очередь (но далеко не в последнюю) объясняется их нынешняя популярность.Нынешние "Волки и овцы" Ярославского театра имени Федора Волкова костюмированы исторически достоверно, и характеры вроде бы обитают в обстановке той, далекой эпохи. А между тем вся афера с подделкой векселей, вся механика с чистыми бланками да фальшивыми расписками, которая прежде никогда нас особенно не интересовала, сегодня по понятным причинам стала необычайно занимательной и актуальной. Но при всем том режиссер спектакля А.Попов, что очень важно, ставил не "комедию интриги", а высокую "комедию характеров". И тут прежде всего надо говорить о неукротимой Меропии Мурзавецкой в исполнении Натальи Терентьевой - "портретисте" резкой светотени и уверенных ударов кисти! Глядя на эту персону, понимаешь, почему проницательный Беркутов решил не ссориться со старой провинциальной мошенницей. Ее можно припугнуть, а затем пригласить в компаньоны, чтобы уж наверняка прибрать к рукам всю губернию. И медлить никак нельзя - скоро выборы.Казалось бы, уж что-что, а проповедь "честной бедности" едва ли встретит понимание в нынешней России, развращенной зрелищем легких денег и неправедных обогащений. Какие еще честные, трудовые деньги?.. Да разве нынче на них проживешь? Однако велика сила искусства! Когда герои "Трудового хлеба" из спектакля московского Малого театра призывали: честно трудиться и довольствоваться немногим, а деньги не тратить - беречь - их призыв встречали в Костроме с пониманием и едва ли не с энтузиазмом. Я не хочу быть богатым! - так декларирует свое жизненное кредо Корпелов - полунищий интеллигент времен Островского. И как знать - может, в этом "что-то слышится родное" интеллигенту нынешнему. В.Баринов очень хорошо играет Корпелова. Монолог о честности и бедности он произносит в добрых традициях Малого театра. Страстно, со слезой, пронимая зрителя. В ответ зал раскалывается от рукоплесканий! Разумеется, в эти мгновения мы сопереживаем его порыву души, а вовсе не смыслу сказанного (если по смыслу, то кто же сегодня захочет остаться в яме "честной бедности" добровольно?). Но, естественно, в спектакле важен его общий пафос, общий смысл, и тут вся образная система режиссера А.Коршунова последовательно ведет нас в русло "совести да чести". С этим у нас не спорят, в целом мы всегда предпочтем неправедной жизни честную бедность. Дело для нас привычное, кстати сказать.Малый театр принимали в Костроме как родного. Сближала, понятное дело, общая любовь к Островскому, покоряла игра "стариков" Малого - Г.Деминой и В.Борцова, хороши были и молодые - И.Леонова, Е.Дмитриева, Г.Подгородинский, Д.Зеничев, О.Доброван. Кстати, и в самой Костроме главному режиссеру театра Сергею Морозову всего двадцать пять лет. Случай в России не частый. В своем вполне зрелом, аскетически проникновенном "Горячем сердце" он напомнил полузабытую истину - Островский в своей пьесе имел в виду "горячее сердце" Параши (обычно об этом как-то забывали, и она оставалась в тени ярких, едва ли не карнавальных фигур Хлынова, Градобоева и Курослепова). Параша Л.Бояриновой - юная, хрупкая и неукротимая - неожиданно оказалась сродни героиням Достоевского (об этом, как и о многом другом, говорили на конференции " А.Н. Островский в новом тысячелетии", продолжавшейся два дня).Случались на фестивале и свои сенсации. В новом качестве предстал Вологодский драматический театр, где недавно появился новый худрук - Зураб Нанобашвили. В его трагикомедии в двух частях "Бальзаминов, Бальзаминов!.." обычно полусонное Замоскворечье обернулось жизнью фантасмагорической, жизнью запредельной энергии, наэлектризованной жаждой сорвать куш! И чтобы сразу и много! Роскошная жизнь "на дрожках" является в бредовых полуснах, полуфантазиях недалекого Миши Бальзаминова (И.Рудзинский) и его матери Павлы Петровны (С.Трубиной). Замаячившее богатство сообщает такую энергию Свахе - С.Улыбиной, что кажется, дом разнесет. Даже обычно флегматичная кухарка Матрена Л.Лихачевой здесь предельно накалена, даже купчиха Белотелова Н.Лукьяновой, обреченная изнывать от скуки, изнывает в каком-то вполне взрывоопасном состоянии, а уж горничная Химка Н.Воробьевой - это какой-то метеор! То, что персонажи Островского часто тяготеют к гротескным формам, - не новость. Проблема в том, что у Островского невозможно ограничиться гротеском лишь внешним - персонажи тут же теряют объем, превращаются в маски, а "внутреннее обеспечение" гротеска удается чрезвычайно редко... В спектакле вологжан - удалось. К тому же все разнообразие характеров режиссер великолепно соединяет в ансамбль, замечательный своей законченностью формы и мастерской отделкой деталей. Словом, что сказать? Произведение!Пьесы Островского продолжают провоцировать художников и режиссеров подчас на самые рискованные предприятия. Традиционный консервативный Островский на протяжении многих лет продолжает вызывать ожесточенные споры и новые театральные толкования. Естественно, они не могли не отразиться на костромском фестивале... Отразились. Рязанский театр драмы в "Женитьбе Белугина" сделал попытку войти в мир пугающей и загадочной символики. "Человек без определенного положения" Николай Егорович Агишин появлялся на сцене вполне инфернальным "Черным человеком". Причем все это всерьез и без тени иронии.Но...так или иначе, а поиски идут, и каким мы увидим Островского на сценах будущего, сегодня, должно быть, не знает никто. Во всяком случае, девять спектаклей, показанных в Костроме, ответить на этот вопрос никак не могли. Если же говорить о сегодняшнем дне, то, бесспорно, Островский не только самый востребованный классик, популярности его произведений могут позавидовать и современные пьесы. И вот это в полной мере продемонстрировал фестиваль в Костроме, проходивший при переполненном зрительном зале, фестиваль, без которого уже нельзя представить себе театральную карту России. И потому так важно, чтобы и в будущем наши театры имели возможность приезжать на традиционные Дни Островского в Костроме. Это, пожалуй, самое главное! В самой Костроме, кстати сказать, не сомневаются, что так оно и будет.
Культура. - 8 - 14 мая, 2003