Говорить о творческой дружбе Воронежского государственного института искусств и воронежского Дома актера даже неловко. Она существует не только в силу профессионального интереса. Здесь давно сложились родственные отношения, где в общем семейном альбоме есть имена теперь уже известных артистов, музыкантов, режиссеров, педагогов и мастеров института. Дом актера исторически был и остается площадкой для реализации отдельных авторских проектов, показов дипломных спектаклей театрального факультета. Позже тесная коллаборация начинается уже на другом сценическом уровне, когда бывшие становятся нынешними и приводят на эту сцену уже настоящих. Воронежские театралы прекрасно помнят показы в Молодежном театре. Увы, с оттенком грусти о его печальной судьбе. По сути, теперь площадка в Доме актера - единственная, где студенты-выпускники могут играть на публику, а та, соответственно, смотреть и реагировать. Мы помним много славных дипломных постановок Надточиева, Тополаги, Сисикиной, Дундукова, но все они уходили после одного или двух показов куда-то в космос. Весной 2023 года ситуация изменилась. В Доме актера открылся творческий центр «Учебный театр». Появился он по инициативе ректора Института искусств, народного артиста России Сергея Карпова и Воронежского отделения СТД РФ.
«Учебный театр» - регулярный репертуарный проект с отдельным финансированием регионального Министерства культуры. Это позволяет пригласить профессионалов - режиссеров, художников, сделать красивые декорации и костюмы. Пока в афише две постановки, в перспективе обещают еще. Спектакли будут ставить как педагоги курса, так и приглашенные режиссеры. Это было принципиально важно для ректора: наметить некий выход из привычной «зоны комфорта». Режиссер, заслуженный артист России Зураб Нанобашвили известен своими работами во многих театрах страны. В «Учебном театре» он поставил «Спасти камер-юнкера Пушкина» по пьесе Михаила Хейфеца прошлой весной. Здесь сделаю небольшую ремарку. В свое время профессор факультета журналистики ВГУ, известный театральный критик Лев Кройчик уделял особое внимание творческой дружбе будущих артистов и журналистов. Он водил нас смотреть (я была среди этих счастливцев) дипломные показы «Вишневого сада», «Над пропастью во ржи», «Тани», «Женитьбы Бальзаминова», «Стеклянного зверинца» и другие прекрасные работы. Мы смотрели, восхищались, размышляли, проводили совместное обсуждение, писали первые рецензии. Такая неформальная атмосфера юношеского сотворчества, открытия для себя мира театра, его секретов, людей для нас была отличной профессиональной школой и возможностью найти друзей. Для будущих артистов, наверное, тоже. Спустя годы, в ноябре 2023, студенты журфака вновь пошли в гости к театралам. Они смотрели «Спасти камер-юнкера Пушкина». Одна из зрительниц, Валерия Барановская, моя студентка, поделилась своим отзывом. Мне кажется, в этой статье про нежный возраст, он будет уместен.
«У пьесы Михаила Хейфеца довольно счастливая судьба. Ее часто ставят в театре. Хотя она и написана в форме монолога. Режиссер спектакля Зураб Нанобашвили, обратившись к ней, сделал собственную инсценировку и разложил ее на одиннадцать героев, где каждый из артистов на своем месте. Вместе со студентами одну из главных ролей играет артист Камерного театра, руководитель выпускного курса, заслуженный артист России Андрей Мирошников. Такое партнерство держит в напряжении и дает определенный нерв действию. Для каждого это сотрудничество несет определенный уровень испытаний.
По сути пьеса Хейфеца - бытовая комедия. Но на поверку выходит, что история одного несостоявшегося подвига - драма, содержащая глубокие философские мысли и аллегории. Именно это мы считываем в спектакле Нанобашвили. Сценический рассказ отрицания и взросления обычного мальчика Миши Питунина в исполнении молодых артистов внезапно становится откровением. Есть ощущение, что этот процесс зрители переживают вместе с ними.
Режиссер убрал из пьесы несколько сцен, ярко передающих атмосферу 1990-х, чтобы максимально приблизить современного зрителя к происходящему на сцене. Зураб Нанобашвили ввел дополнительную линию, выводящую зрителя на другой уровень - фрагменты из произведений Александра Сергеевича Пушкина. Диалог Фауста и Мефистофеля добавил спектаклю мистической атмосферы и помог зрителям лучше понять состояние главного героя. Студенты института искусств великолепно справились с задачей воплощения каждого персонажа на сцене, выделив их индивидуальность и душевные особенности. В частности, порадовали точные и насыщенные перформансы, которые заставляют зрителя задуматься и порой по-новому взглянуть на классическое произведение.
В спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» режиссер Нанобашвили выступает и в качестве художника. Здесь все работает на общую идею, в том числе и его музыкальное оформление. Сценография и костюмы помогли глубже погрузиться в атмосферу времени и событий, переданных в пьесе. Юмор, драйв, трагедия, накал страстей, эмоциональный контакт артистов со зрителями порой достигал почти осязаемого градуса. И даже если вы внезапно прочли пьесу Хейфеца до просмотра спектакля Зураба Нанобашвили, интрига выдержана до самого финала.
Спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» в исполнении студентов Воронежского института искусств - яркое и волнующее театральное событие, которое поражает своей искренностью, профессионализмом и уникальным творческим подходом. Эмоции, исходящие от студентов на сцене, были очень тепло приняты зрителями».
<...>
«Учебный театр» в Доме актера - очень важный и перспективный проект. Это и дань традициям, и признание любви к театру будущего, и понимание непростых современных реалий жизни творческого человека. Выступать на профессиональной сцене - мечта каждого студента института искусств. А зрителю - возможность увидеть будущих звезд сцены и экрана.