А.Н. Островский

На всякого мудреца довольно простоты

Премьера состоялась в марте 2005 года
Спектакль вошёл в цикл постановок, объединенных общими идеями гуманизма, сохранения общечеловеческих ценностей, преемственности и связи поколений, за реализацию которого Зураб Нанобашвили был награждён Государственной премией Вологодской области по музыкальному, театральному искусству и филармонической деятельности (2006).
«По началу я очень насторожился, меня насторожила «мертвая» музыка Шнитке. Мертвенный голубовато-синеватый, безжизненный подсвет... Декорации все на черном фоне. <...> Наверху -Богоматерь, Святой Георгий, Николай Угодник. И вот церковь взирает на все то, что происходит. Читается все совершенно однозначно: есть Свет, есть Святая вера, православное христианство, и есть мир, который эту веру и это христианство отвергает, презирает и живет по законам антихриста. Декорация очень концептуальна, и у меня вызывает уважение, интерес и даже желание аплодировать законченности замысла».
Николай Жегин, театральный критик. Из обсуждения спектакля.
Фотографии:
"Я умен, зол и завистлив. Что я делал до сих пор?! Я только злился и писал эпиграммы на всю Москву, а сам баклуши бил. Довольно! Над глупыми людьми не надо смеятся, надо уметь пользоваться их слабостями!"

Перед нами дневник молодого человека, Егора Глумова, который хочет стать одним из тех, кто уже успел в жизни. Ему надо торопиться: ведь каждому жизнь дает шанс. Оставив свои истинные чувства и мысли, Глумов падает в омут интриг, подлости, сплетен. Везде свой, он располагает к себе и заплесневевшего консерватора, и реформатора, и соскучившуюся светскую львицу, и совсем еще юную особу. В этом омуте все - молодые, старики, мужчины, женщины - движимы только одной целью: достичь успеха, подняться "наверх" любой ценой. Именно такие люди востребованы обществом - и так ли важно, какой это век, какое время? Глумов с лёгкостью взлетает по карьерной лестнице, не брезгуя никакими средствами для достижения выгоды, и также стремительно падает. На безнравственные действия героя провоцируют жесткие условия существования. Но что станет с личностью, которая готова добиваться признания и успеха любой ценой? Вечный вопрос о противостоянии личности и общества - главная проблема спектакля. Глумов много трудится над своим счастьем и в итоге платит за него своим собственным "я". В конце - не однозначный финал: именно зрителю режиссер оставляет право решать, так ли отрицателен Глумов и его поступки?
А.Н. Островский

На всякого мудреца довольно простоты

Режиссер-постановщик
Зураб Нанобашвили

Художник-постановщик
Анастасия Паутова

Художник-технолог
Виктор Рубинштейн

Музыкальное оформление
Дины Бортник

Действующие лица и исполнители:

Егор Дмитриевич Глумов
Иван Мамонов

Глафира Климовна Глумова
заслуженная артистка России Светлана Улыбина

Нил Федосеевич Мамаев, богатый барин, дальний родственник Глумова
заслуженный артист России Аркадий Печкин

Клеопатра Львовна Мамаева, его жена
Ангелина Ноздрина

Крутицкий, старик, важный господин
народный артист России Леонид Рудой

Иван Иванович Городулин, важный господин
заслуженный артист России Сергей Коновалов

Софья Игнатьевна Турусина, богатая вдова, барыня родом из купчих
заслуженная артистка России Светлана Трубина

Машенька, ее племянница
Наталья Гнеушева
Наталия Абашидзе

Егор Васильевич Курчаев, гусар
Денис Яровой

Голутвин, человек, не имеющий занятий
Сергей Закутин
Александр Масин

Манефа, женщина, занимающаяся гаданьем и предсказанием
Людмила Лихачева

Приживалка в доме Турусиной
заслуженная артистка России Наталья Воробьева

Человек Мамаева
Александр Масин
Сергей Закутин
На всякого мудреца довольно простоты. Новгородский академический театр драмы имени Ф. М. Достоевского, 2005 год
На историю о том, «как выходят в люди», создатели спектакля смотрят весело и легко. Персонажи на сцене существуют по принципу: жизнь – шутка, жизнь – игра. Даже в финале, когда обман раскрыт, все веселы, спокойны, ничуть не удивлены и не огорчены. Ведь любая игра так или иначе – обман. И даже если одна оказалась не совсем удачной, всегда можно начать другую. Игра окончена. Да здравствует игра! Главное соблюдать правила. Глумова же легко простят, ведь правил он не нарушил, а то, что совершил досадный промах, потеряв свой злосчастный дневник, так ведь это потому что молод, увлекается. И изнывающей от скуки Мамаевой слишком страстно и искренне увлекся. И за Мамаевым уж очень усердно записывает его бредовые нравоучения...

Режиссёр
Зураб Нанобашвили

Художник-постановщик
Анастасия Паутова

Музыкальное оформление
Дина Бортник