Для торжественного дня был выбран спектакль, написанный Ф. Гудрич и А. Хаккетом по всемирно известным дневникам голландской девочки Анны Франк и книге «Убежище». Сценическую редакцию и оригинальную постановку осуществил художественный руководитель театра Зураб Нанобашвили.
Для режиссера это был совсем непростой выбор. Дневники тринадцатилетней голландской девочки, написанные в страшные военные годы, вовсе не предназначались для публикации. Их полное издание со всеми детскими и недетскими откровениями всегда натыкалось на большие
трудности морального плана. Тем более их театрализация, предпринимавшаяся ранее несколькими драматургами и режиссерами, не всегда оказывалась удачной.
Само содержание пьесы лишено какого-то динамизма в пространстве. Весь динамизм спектакля заключается во времени. Две еврейские семьи и еще один человек на два года отрезаны от мира в своем укрытии, где они пытаются спастись от преследования фашистами. Фактически они дожидаются своей неизбежной гибели, но каждый понимает ситуацию по-своему через призму слабых надежд…
Межличностные отношения внутри малой группы людей, существующей долгое время практически в замкнутом пространстве, не могут не вырасти в конфликтные бытовые ситуации. Особенно, если эта группа находится под постоянной угрозой смерти, лишена элементарных бытовых условий, наконец, просто голодает.
Но в этом спектакле режиссеру и прекрасному ансамблю актеров удалось так повернуть историю развития человеческих симпатий и антипатий, что они стали выше бытовых взаимоотношений. Возникновению конфликтов среди людей старшего поколения они противопоставили рождение и развитие самого высокого чувства любви, способной разбудить ответное чувство у рано взрослеющих в этих страшных условиях детей.
Так спектакль перекликается с вечной темой Ромео и Джульетты.
Настоящая премьера спектакля состоялась еще прошедшим летом в рамках VIII Всероссийского театрального фестиваля «Голоса истории», посвященного 60-летию Великой Победы. Все спектакли по традиционным условиям фестиваля играются под открытым небом: в интерьере Вологодского кремля, на подмостках, установленных на площадях и в парках города. «Дневник Анны» и вовсе был поставлен режиссером Зурабом Нанобашвили в прямом смысле - «на высоте», т. е. на крыше собственного театрального здания. Критики отметили, что этим режиссер хотел «приблизить к небу» своих героев. Так это или не так было задумано, но у зрителей и членов фестивального жюри мнения совпали: спектакль удался, и удался не отдельным актерам, а всему коллективу.
В спектакле заняты пять заслуженных артистов РФ. Роль Анны Франк прекрасно вела молодая актриса Наталья Воробьева. В ансамбле с мастерами сцены она не только не потерялась, а, наоборот, смогла убедительно пронести линию физического и морального взросления тринадцатилетней хозяйки дневника. Впечатляет игра ведущего актера театра заслуженного артиста РФ Леонида Рудого - господина Франка, сумевшего стать моральным стержнем в невыносимых условиях заточения. Убедителен актер Сергей Закутин в сложной роли Петера Ван Даана, показавший психологически трудные процессы преодоления одиночества и
неприятия бытовых конфликтов.
Скупая на реплики роль матери Анны в исполнении заслуженной артистки РФ Светланы Трубиной в какие-то моменты помогает поднять понимание бытовых конфликтов на уровень гражданственных и высоко моральных позиций.
Вероятно, артистке Наталии Гнеушевой досталась более трудная, чем другим, практически
бессловесная роль сестры Анны. Но всем своим поведением на сцене она смогла показать трагедию одинокого человека, в сложной ситуации теряющего связь с окружающим миром и замыкающегося в себя.
Интересное решение в оформлении сцены нашла художник Анастасия Паутова, рискнувшая
стилизовать крышу убежища под большой многоцветный витраж. Он контрастирует с серым
пространством сцены, как бы напоминая о том, что где-то есть другой мир с его светом и радостями. В финальной сцене спектакля Анна и Петер в канун своего расставания как бы по дороге к гибели оказываются уже на фоне яркой витражной крыши. И эта трагическая сцена наполняется верой в то, что люди могут и должны быть счастливы!
Музыкальное сопровождение спектакля народными еврейскими мотивами выбрала со вкусом и чувством меры заведующая музыкальной частью театра Дина Бортник.
Если на премьерном фестивальном спектакле присутствовало всего около сотни зрителей, то на открытии сезона зал был полон. Меня порадовало то, что среди зрителей я увидел много молодежи.
Кто-то после летнего успеха спектакля высказывал опасения, будет ли он столь же успешно принят на большой сцене, вызовет ли у массового зрителя понимание и интерес. Перенося спектакль с крыши на сцену театра, режиссер, актеры сумели сохранить тот высокий духовный уровень рассказа о драме времен Второй мировой войны, ставшей во многих странах символом трагедии европейского еврейства. Режиссерские находки местами помогают поднять личностную трагедию на библейскую высоту. Зрители, видевшие оба варианта постановки, говорили мне, что Зураб Нанобашвили и его актеры сумели в творческих поисках найти
достойное продолжение темы.
Еще ярче стала ясна режиссерская задумка: спектакль должен вызывать не просто жалость и
сострадание к жертвам Холокоста, но служить предостережением и протестом против вновь
поднимающейся в мире волны национальной и межконфессиальной розни, ненависти и
нетерпимости. И зрители правильно поняли творческий коллектив. Весь зал встал и долгими
аплодисментами и цветами проводил создателей спектакля. Значит, этот спектакль нужен людям!
Читая лекции студентам педагогического университета по истории Холокоста, я каждый раз
с сожалением убеждаюсь в том, что трагедию Анны Франк, историю Холокоста, вообще историю борьбы с ненавистным фашизмом молодое поколение знает явно недостаточно.
Постановка спектакля в Вологде - особо значима. По сведениям из библиотек города, книги
«Убежище» Анны Франк многие годы стояли на полках практически невостребованными. Спектакль пробудил к ним читательский спрос. А на премьерном спектакле я встретил много знакомых студенческих лиц. В нынешней многонациональной России воспитание толерантного отношения людей - первостепенная задача.
После спектакля мне тоже захотелось еще раз прочесть дневники Анны Франк.
В предисловии к одному из изданий книги я увидел ссылку на известное обращение Адольфа Гитлера к немецкому народу: «Я освобождаю вас от химеры, которая называется «совесть». Совесть - это изобретение евреев».
Во что могут превратить мир люди, лишенные совести, показала Вторая мировая война. Сколь
велика была трагедия всего многонационального советского народа в Великой Отечественной войне, россияне должны знать и помнить.
Человеческая совесть питала патриотизм, поднимала солдат в атаки, помогла людям пережить
ленинградскую блокаду, заставляла, не щадя сил, трудиться на Победу в тылу.
Человеческая совесть заставляет всех нас помнить не только трагедию Анны Франк и шести миллионов евреев Европы, погибших в огне Холокоста, но и потерю всех двадцати восьми миллионов жизней наших соотечественников.
И если бы действительно совесть изобрели евреи, то еврейский народ должен был бы гордиться этим, как говорится, до конца Света. Но, к великому счастью, совесть не имеет национальности. Совесть - великое достояние всего Человечества.