Елена Ирха

Достоевский и Вологда

В июле в Вологде состоялся IX Международный театральный фестиваль "Голоса
истории".
Надо сказать, что этот фестиваль-конкурс уже вполне традиционный, проводится раз в два года. Его знают в театральном мире, и очень многие профессиональные коллективы стремятся попасть в число конкурсантов. Оно и понятно: гастрольная система давно рухнула и только на таких вот фестивалях можно себя показать и других посмотреть. А это для театров очень важно. К счастью, в последнее время как-то сами собой заглохли разговоры о театральной реформе, которая, очень возможно, ликвидировала бы российский репертуарный театр как явление. Явление своего рода уникальное, чему весьма завидует театральный люд всего мира.

Архангельский драматический театр ни разу не был представлен в самом ближайшем к нам театральном городе. Хотя "исторических" спектаклей в его репертуаре было немало. На нынешний фестиваль "заявлялся" Архангельский молодежный театр с премьерой прошедшего сезона "Раненый зверь". К сожалению, спектакль (видеозапись) не попал в число отобранных, поскольку желающих было раза в два больше, чем вмещали рамки фестиваля. Остается надеяться, что наши театры покажут себя на следующих фестивалях.

Итак, в силу разных причин афиша IX вологодского фестиваля сложилась без архангельских театров. Но, как кажется, зрители получили представление об общей театральной картине, что характерна для всей России. Жюри фестиваля возглавлял знаменитый шекспировед доктор искусствоведения Алексей Бартошевич. Кроме того, был представлен очень серьезный экспертный совет в составе шести ведущих московских критиков во главе с известным театральным критиком Ириной Холмогоровой.

Конечно, по одному фестивалю судить обо всех тенденциях российского театра нельзя. Но некоторые общие черты все же можно определить. Театры стали ориентироваться на молодежную культуру. Плохого в том нет - веяние времени. К примеру, в спектакле "Отцы и дети" Вологодского театра для детей и молодежи на сцену вышли два "прикольных" молодых человека: кроссовки, майки, куртки, рюкзачки, наушники... То были Базаров и Аркадий. Возможно, молодой зритель это так и понимает. Но все же, сдается, есть опасность растерять в таких постановках очень многое. А есть театры, верные традициям настолько, что кажется, будто для них время вообще остановилось. Как ставили спектакли полвека тому назад, таковы они и сейчас. Но как не потерять то лучшее, что было в прошлом и идти в ногу со временем? Вот задача.

Впечатлили вологодские театры, которые традиционно представляют на "Голосах истории" премьеры, явно ставя себя в невыгодное положение с гостями. Спектакль "Карамазовы и ад" Вологодского государственного драматического театра покорил зрителей безупречным вкусом режиссера, отличной сценографией, масштабностью постановки, органичным освоением театрального пространства. Дело в том, что спектакль шел под открытым небом - на площадке Вологодского кремля. Даже странно было видеть зрителей, что смотрели спектакль под проливным дождем, закутавшись в дождевики и прикрывшись зонтами. Они смотрели спектакль по произведению Достоевского! Автора, который мучает, бередит душу, а не развлекает.

Трагедия русского исхода в спектакле "Бег Булгакова" Вологодского областного театра для детей и молодежи была заявлена очень сильно. Возможно, не вполне накал трагизма выдержан до конца, но по первому премьерному спектаклю трудно судить, он еще будет "расти", уверены критики.

Общая беда театров России - во многих нет постоянного режиссера. Потому и соревнование в фестивалях не всегда равноценное. Отсутствие "своего" всегда сказывается на постановках. Сколько раз так бывало и в Архангельском театре драмы, пока не появился Петр Суворов. Бывали случаи, когда уже при нем приглашенные режиссеры ставили спектакль и уезжали. И все понимали, что спектакль "сырой", до конца не выстроенный. Тогда за дело брался Петр Суворов и доводил его до ума. Или спектакль вообще "проваливался", как было, например, с
постановкой "Орфей спускается в ад".

Таганрогский театр им. Чехова впервые приехал на вологодский фестиваль с постановкой "Царство зверя?.. Павел Первый". В этом прославленном театре сейчас нет главного режиссера, и это немедленно сказалось на представленном спектакле (однако всех "заезжих" режиссеров ругать нельзя, речь идет о наиболее прискорбных случаях).

На фестивале не было потрясающих основы событий, но были очень хорошие спектакли. Их и отметило компетентнейшее жюри фестиваля "Голоса истории". Весьма приятно, что фестиваль поддерживает правительство Вологодской области во главе с губернатором Вячеславом Позгалевым и городская администрация Вологды. Мы-то с вами знаем, как нередко пренебрежительно власти относятся к театру. Если у театров Вологды сравнительно хорошая жизнь, то остается за них только радоваться.

Театры никогда не станут самостоятельно зарабатывать деньги, как их к тому понуждают некие новоявленные чиновники с сомнительными дипломами в карманах! Иначе это будет уже не театр. Подобные фестивали показывают, что российский театр имеет общенациональное значение и разрушать его - значит уничтожить целый пласт культуры и российского менталитета. Но... понятно ли это архангельским временщикам?

Обладателем одного из главных призов IX театрального фестиваля "За режиссерскую интерпретацию философского романа Ф. М. Достоевского в приемах площадного мистериального театра" стал Зураб Нанобашвили, режиссер-постановщик спектакля "Карамазовы и ад" Вологодского театра драмы. Специальным призом жюри были отмечены два актера Вологодского драматического театра - народный артист России Леонид Рудой за роль во внеконкурсном спектакле "Одиночество" (жюри нарушило правила и наградило внеконкурсный спектакль, но удержаться, видимо, не могло) и актер Иван Мамонов за исполнение роли Дмитрия Карамазова. К слову, Иван Мамонов - бывший актер Архангельского театра драмы, которого наши зрители, несомненно, запомнили в спектаклях "Аккомпаниатор", "Квадратура круга", "Принцесса на горошине".

...Уезжая из Вологды, обратила внимание на женщину средних лет, которая в страшной духоте плацкартного вагона читала толстенную книгу. Оказалось, коренная вологжанка ехала в Архангельск к родственникам, а с собой в дорогу взяла роман Достоевского. Мол, посмотрела спектакль по Достоевскому нашего Вологодского театра, вот - захотелось почитать Федора Михайловича.

Правда Севера. - 31.07.2007