Чаще всего "закулисная жизнь" (так называемый backstage) театра остается недоступной для обычного зрителя: как готовится спектакль, что происходит на репетиции, что видят актеры со сцены, как ждут своего выхода, что их смешит и огорчает. Фотографии с репетиций хранятся в артистических архивах и очень редко попадают в поле зрения широкой публики. Прикоснуться к тайнам закулисья "Голосов истории" предлагает Вологодский драматический театр. В альбоме собраны редкие фотографии с репетиций спектаклей-лауреатов фестиваля, начиная с 2003 года.
Фестиваль "Голоса истории" в 1995 году
Проходящий в Вологде театральный фестиваль «Голоса истории» уникален во многом благодаря идее проведения спектаклей под открытым небом в архитектурной среде Вологодского кремля. Сама идея открытой сценической площадки, конечно, не нова и весьма популярна. Если рассуждать с утилитарной позиции: в жарком климате открытый амфитеатр спасает от духоты зрительного зала, а сцена, построенная в живописном природном уголке, привлекает толпы туристов. Но как раз с этой-то позиции вологодские "Голоса истории" - явление причудливое и непрактичное. Северное лето редко радует теплом, изобилует комарами, заливает дождями. Белые июньские ночи вынуждают организаторов переносить спектакли на поздний вечер. Пожалуй, даже главная идея фестиваля – «художественное исследование жизни в пространстве истории» - со временем могла бы поблекнуть, и "Голоса истории" превратились бы в заурядный конкурс спектаклей на историческую тему. Но уже 27 лет фестиваль существует в той форме, в какой был придуман Вологодским драматическим театром и одобрен Министерством культуры России.

В чем же секрет вологодского фестиваля под открытым небом? Во-первых, необычная для театра обстановка. Естественной декорацией для фестивальных спектаклей становится историко-архитектурный ансамбль Вологодского кремля, так как акустические особенности Консисторского дворика и Пятницкой башни позволяют актерам играть спектакли без использования усилителей и фонограмм. Предпринимались и попытки выйти за стены Кремля. Начиная с первого фестиваля 1991 года, спектакли играли у Софийского собора (со стороны Кремлевской площади) и между Софией и кремлевской стеной. Например, в 1991 году спектакль "Светлое воскресение" здесь представил Московский государственный духовный театр "Глас". В 1995 Псковский театр в исторических памятниках "Карусель" сыграл "Цыган" на берегу реки Вологды. В 1999 г. Московский театр «У Никитских ворот» под управлением Марка Розовского исполнил "Песни нашего двора" во дворе Администрации города. Когда в Вологодском драматическом театре появился новый лидер - режиссер Зураб Нанобашвили, занявший пост художественного руководителя, сценическое пространство фестиваля под открытым небом еще больше расширилось и преобразилось. Для своих спектаклей Зураб Нанобашвили стал выбирать еще не освоенные сценические площадки. Так в 2003 году труппа играла спектакль «Сон в летнюю ночь» в бывшем Архиерейском саду – среди таинственной зелени деревьев и кустов, которые стали декорациями к спектаклю. Спектакль «Дневник Анны» (2005 г.) шел на крыше драматического театра. Там были выстроены сцена, оборудованная светом и звуком, и амфитеатр зрительного зала. Зрители поднимались на крышу по узкой лестнице и оказывались на «чердаке» Анны Франк, под звездным летним небом. К следующему фестивалю в 2007 году театр вернулся в кремль, а для спектакля «Карамазовы и ад» была создана специальная трехэтажная механизированная конструкция, которую установили в Консисторском дворике. В 2018 году театр выбрал для фестивальной премьеры Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Фестиваль "Голоса истории" в 1991 году
На время "Голосов истории" город становится по-настоящему театральным. Зрители с удовольствием ходят на постановки в любую погоду, в особо холодные ночи надевают пуховики, а в дождь мужественно не раскрывают зонты, чтобы не загораживать обзор тем, кто сидит дальше. Тяжело приходится артистам, которые во время спектакля играют под дождем, лежат на холодном и мокром настиле, обливаются ледяной водой, обнажаются, когда на термометре около нуля. А вологодские актеры, которые по традиции готовят к фестивалю премьеру, и вовсе в течение нескольких недель репетируют (хочется сказать - закаляются) на улице при любых погодных условиях. Не это ли называют увлеченностью или даже одержимостью? Да, Вологда страстно влюблена в свой фестиваль, заражает энтузиазмом приезжих и воодушевляет артистов на подвиги. Это, пожалуй, главная причина долгожительства "Голосов истории".

Все участники open-air фестиваля сталкиваются с трудностями. Но, пожалуй, только Вологодский драматический театр во главе с художественным руководителем Зурабом Нанобашвили идет на них намеренно и целеустремленно. Даже когда фестивальная подготовка не предполагает поиск новой сценической площадки и получение соответствующих разрешений, режиссер вместе с художниками-постановщиками придумывает совершенно невероятную и технически сложнейшую конструкцию, которую практически невозможно перенести под крышу. Так что не все постановки получают "вторую жизнь" на сцене драматического театра. Например, "Карамазовы и ад" (2007 г.) и "Святая обитель" (2016 г.) - так и остались в исключительно уличном варианте. Впрочем, "внутритеатральная" версия всегда немного уступает "оригиналу" - по эмоциональному накалу, динамике и зрительскому отклику. Невозможно повторить на закрытой сцене пронзительный свист стрижей, колокольный звон, летнее звездное небо, запах нагретой солнцем земли, речной воды и зелени, воспроизвести постепенно уходящий солнечный свет и проявляющиеся на белых стенах Софийского собора двигающиеся тени, достичь того же уровня искренности и реалистичности.
Приезжающие на "Голоса истории" театральные критики часто отмечают двоякое положение вологодских театров: с одной стороны, имеют возможность готовить спектакль на открытой площадке в течение долгого времени, осваивать ее, подгонять под себя; с другой стороны, вынуждены показывать на фестивале премьеру, волноваться о реакции зрителя и не иметь возможности внести изменения в конкурсную постановку. Но, думается, именно подготовленные на открытой сцене (а не адаптированные) постановки реализуют главную идею смотра - развитие театра в историко-архитектурной среде как особой формы театрального искусства. Представленные на фестивале постановки Зураба Нанобашвили не раз были отмечены жюри "Голосов истории" премией им. А. Семёнова за успешное освоение средствами театра историко-архитектурного пространства. Например, о недавнем спектакле «Святая обитель» театровед Капитолина Кокшенева пишет так: "Зураб Нанобашвили создавал специальный спектакль, вживляя его в историко-культурное пространство Консисторского двора. Спектакль "Святая обитель" сразу же приобрел особый художественный статус, в котором само место ("диктатура пространства") берет на себя функцию "исполнителя" почти наравне с актером, – по крайней мере от актера оно тоже требовало особого психофизического состояния, опирающегося на "натуральность", недоступную в сцене-коробке. <…> Режиссер дерзнул мыслить пространственно и символически. Дерзнул Русское Средневековье (а каменные стены, которые стали исторической «декорацией» спектакля, возведены в 1671-1675 гг.) актуализировать для вологодских зрителей».

За 15-летний отрезок истории участия спектаклей драматического театра в "Голосах" есть лишь один эпизод, когда фестивальная постановка не была вписана в исторический архитектурный фон. В 2012 году конкурсная часть была упразднена, и вологодские театры представили премьеры на традиционной закрытой площадке, а в случае с постановкой драматического театра - на малой сцене. "Гамлет" Зураба Нанобашвили - блестящая интерпретация шекспировской трагедии - был удостоен высокой экспертной оценки жюри и критиков, а исполнители главных ролей (Гамлета и Клавдия) Дмитрий Бычков и Николай Акулов были отмечены специальным призами в номинации "Молодые и классика". Конкурс возобновился только в 2016 году.

История новой постановки "Земля крови", премьеру которой представят на XIV Международном театральном фестивале "Голоса истории", еще не написана. Спектакль будет создаваться для сцены в Кирилло-Белозерском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. В интервью информационному порталу о культуре в Вологодской области cultinfo.ru Зураб Нанобашвили так объяснил свой выбор: "Драматический театр давно не осваивал новых площадок. И я бы не хотел, чтобы история об Иуде рассказывалась на фоне Софийского собора. В Кирилло-Белозерском монастыре мы выбрали более «спокойное», но в то же время атмосферное пространство". Скоро на глазах у зрителя родится еще одно удивительное и неповторимое чудо. Пусть судьба нового спектакля будет долгой и удачной!

Фестиваль "Голоса истории" в 1999 году