Многие считают, что «Хануму» А. Цагарели и Г.Канчели поставить и сыграть плохо невозможно. Уж больно ярки персонажи, смешны ситуации, сочен и выразителен язык, прекрасна музыка, выразителен грузинский колорит. Чего же боле? Это самое «боле» нашли режиссер-постановщик Зураб Нанобашвили вместе с аранжировщиком Алексеем Сидорцевым, художником-постановщиком Татьяной Видановой, балетмейстером-постановщиком Сергеем Балдиным и музыкальным руководителем Еленой Водянкиной. Первым делом режиссер сумел задать такой бешеный ритм постановке, что появлялось явственное ощущение, будто где-то постоянно звучит лезгинка. Ее как будто и не слышно, а вот движется все, играет, явно в такт этой зажигательной пляске. Чего стоит появление на сцене фаэтона, откуда из толпы поющих гуляк на плечах своего племянника Котэ (Дмитрий Бычков) вываливается в дым пьяный князь — Николай Горохов, который первым делом мчится... в зал, чтобы кого-то еще обнять, напоить, потащить за собой к пиршеству.
Многочисленный отряд молодых артистов труппы стал участникjм танцев и плясок, массовых сцен. Эти танцы проходят через весь спектакль, оформляют многие эпизоды, служат переходом между картинами и актами. А знаменитая сцена схватки двух соперничающих свах на базаре — образец соединения игрового гротеска и танца, который искрится юмором.
Исполнители словно соревнуются, кто более ярок, кто нашел что-то новое в воплощении образа, кто сумел в каждом эпизоде, каждой мизансцене не только ни на миг пригасить накал действия, но еще больше подогреть его. И все-таки главная звезда в этом спектакле — Ханума! Актриса, чье творчество давно в центре внимания зрителя, преподнесла не только образец смекалки, воли, юмора, мужества настоящей свахи, но и создала образ очаровательной, нежной, красивой и любящей женщины. Женщины с большой буквы, женщины мира! В облике и характере своей героини актриса не стремится подчеркнуть только грузинские черты.
— Я не хотел делать именно грузинский спектакль, — говорит Зураб Нанобашвили. — Эта пьеса должна быть понята в любой стране.
Но уютные огоньки в окнах домов, расположенных как бы на склонах гор, наверху сцены, мягко напоминают зрителям о том, что все происходит в горной стране, что горячая грузинская кровь течет в жилах каждого жителя этого города на берегах легендарной Куры.
Команда исполнителей сложилась отличная. Кроме Ханумы, сочны, колоритны Акоп (Михаил Асафов) и Микич (Владимир Лаврентьев). Веселые и хитрые, прагматичные и романтичные, коммерсанты до мозга костей и в то же время по-кавказски страстные и вспыльчивые. Именно страсть определяет мысли и поступки всех персонажей. У Микича это — стремление получить титул и герб, у Котэ и Соны — любовь, у свахи Кабато (Любовь Гордеева) — жажда победить Хануму. У Князя страсть — вся его беспутная жизнь. Ни на секунду он не останавливается в постоянном утолении желаний. Седовласый красавец заразительно беспутен, смешно пьян и забавен в своих поисках и любви, и богатства сразу. Князь Н. Горохова близок к образу русского гуляки, готового ради веселой компании спустить все до последней нитки. И не будь у юной Соны (Ирина Жохова) большой любви к своему Котэ, кто знает, может, и глянулся бы ей старый, но такой темпераментный князь, родной дядя ее жениха!
Одна из важных составляющих спектакля — музыка. Иногда звучит полная фонограмма, иногда — живое исполнение под музыкальную фонограмму. Театр ведь все-таки драматический. Но вот один дуэт, исполненный вживую Котэ и Соной, был как бы отдельным, очень лиричным и красивым музыкальным номером, когда зал на несколько минут притих и внимал нежным и ясным голосам.
Из актерских работ заметна и роль слуги Тимотэ, ленивого, хитрого и беспринципного человечка, сыгранная молодым артистом Анатолием Шалухиным.
«Хануму», как и полагается, завершает блестящий хор всех участников спектакля. Хор создает ощущение живого фейерверка, вспыхнувшего прямо на сцене. Праздник любви, страсти, весны, музыки и мечты словно врывается в зал. Поэтому зрители долго не отпускают своих любимцев. А финальные музыкальные аккорды повторяются и повторяются под беспрерывные овации.
Так завершился 159-й сезон Владимирского драматического театра им. А.Луначарского. А впереди...
- А впереди — юбилей! — говорит директор театра Борис Гунин. — И такой яркий финал этого сезона настраивает нас на то, чтобы с не меньшим, а большим успехом встретить наше стошестидесятилетие, которое мы отпразднуем в конце сентября. Ждем мы в гости прекрасные театры из Москвы, других городов России, будет... нет, рано еще обо всем рассказывать. Но будет театральный праздник! Это точно!