Человек — то, во что он верит
— Всё-таки «Пиковая дама» очень известное произведение. Можно ли находить в нём какие-то новые повороты, смыслы?
— Об искушении и компромиссах можно многие произведения поставить. А для меня все герои — живые люди. Живая Лиза, которую отчитывают за лишний сахар. Живая графиня, которая шестьдесят лет назад влюбилась в Сен-Жермена. Живой Герман, который не хочет быть вторым.
— То есть это не такое уж мистическое произведение?
— Ну, почему. В мистику я верю, как в реальность. Но, конечно, чтобы не как в анекдоте — когда ты говоришь с богом — ты молишься, а когда он с тобой говорит — иди к психиатру. Я для себя определяю такие вещи как реально существующие. Хочу верить, что мои ушедшие родители слышат меня, когда я с ними говорю. И для этого не обязательно быть на кладбище, ты можешь и так говорить с ними. Я всегда знаю, что бы они одобрили, что не одобрили.
— У вас же был ещё один мистический проект — шекспировский «Макбет», которого, как считается, ставить на сцене — плохая примета, к неудаче.
— Столько бед у меня с ним было! И актер умирал. Я Макбета менял даже во время репетиций. Прогнал весь спектакль, он уже был готов к сдаче, потом поменял главных действующих лиц. И тот, кто играл Макбета, стал играть одну из ведьм.
Мистика — не фобия. Человек то, во что верит, а не то, что думает о себе. Не обязательно знать, чтобы верить. Хотя понимаю, что многие поспорят с этим высказыванием.
— А вы сами в карты играете?
— Конечно. Но на деньги — нет. Играл и в преферанс раньше по молодости ночи напролет. И в кинга, и в джокер. В театре — азартный, в игре сдержанный.
Перед премьерой волнуюсь
— В Туле раньше доводилось бывать?
— В конце девяностых. Тут проходила конференция и я приезжал. Город теперь не узнать. Вот та часть, которая сейчас такая прекрасная стала, там, наверное, в сапогах не всегда можно было пройти.
Я всего месяц здесь, у нас суперкороткие сроки на подготовку спектакля и я волнуюсь из-за этого. Но много чего увидел. Весь центр увидел, в кремле множество раз бывал, в Ясной Поляне. И центральный парк, конечно. Какой великий человек был врач Белоусов, который заложил этот парк. Как мало таких людей. Наверное, и тогда их было мало, потому и остались они в памяти.
— У режиссера, который ставит вечную классику, есть некоторое сожаление, что школьники, приходящие на спектакль, почти наверняка будут шуметь?
— Они не будут шуметь. Я рад, что эта работа направлена ещё на молодое поколение, и будут дневные спектакли. Многим зрителям они помогут тем, что возникнет интерес к книге. Знаете, музыкант может сказать, что музыке надо обучать только тех, у кого есть данные. А философ бы сказал, что музыке надо обучать всех, потому что музыка глубоко и тонко влияет на твою душу. С театром — та же история. Хотя то, о чем я говорю, спорно, наверное. Но можно и Библию открыть и спорить. Такая телепортация небольшая во времени, которую дарит театр, — прекрасно. Ты вроде бы рассказываешь историю про других, после смотришь и находишь связь с собой.