По мотивам житийных и библейских текстов

СВЯТАЯ ОБИТЕЛЬ

Премьера спектакля состоялась в июне 2016 года на XIII Международном театральном фестивале "Голоса истории".
По итогам фестиваля режиссер Зураб Нанобашвили награжден премией за успешное освоение средствами театра историко-архитектурного пространства в спектакле «Святая обитель» Вологодского ордена «Знак Почета» государственного драматического театра – призом стала серебряная маска.

Государственную премию за создание спектакля «Святая обитель» получил творческий коллектив: Зураб Нанобашвили, автор и режиссер-постановщик; Елена Омелина, автор диалогов; Виктор Рубинштейн, художник-сценограф (посмертно); Александр Кулаков, сценограф-технолог; Дина Бортник, автор музыкального оформления.
«Как рассказать об увиденном в «Святой обители»? Можно ли назвать спектакль Зураба Нанобашвили христианской мистерией, если традиции такого театра у нас, по существу, и не было? Или перед нами Театр Притчи, с ее принципиальной простотой мирского и священного образа и слова, раскрывающих свои смыслы только перед очами веры? Ясно одно – режиссер дерзнул мыслить пространственно и символически (а вот именно символическое мышление нашего современника является еще более проблемным, чем чувствование истории). Дерзнул Русское Средневековье (а каменные стены, которые стали исторической «декорацией» спектакля возведены в 1671-1675 гг.) актуализировать для вологодских зрителей. Центральное событие Театра Притчи – возведение святой обители в местах «диких», «варварских», но и крепких в своей закоренелой верности богам земли. Режиссер не взял житие конкретного святого, но в судьбе Инока отпечатался путь христианский. Путь монашеский. Как вера христианская отпечаталась в камне стен кремля, в куполах и крестах реальной Софии, врезавшихся в ночное северное небо».

Капитолина Кокшенева ВОЛОГОДСКАЯ МАСКА 2016
Студия русской культуры Капитолины Кокшеневой, 27 июля 2016 г.

Спектакль о вечных ценностях: о вере, о любви, об избранности и пути к Богу. Идея проекта оригинальна, родилась в недрах Вологодского театра и базируется на фактах из истории нашего края. Недаром благословенная земля вокруг Вологды и Белозерска получила название Русской Фиваиды на Севере как сравнение с древнеегипетской областью вокруг города Фивы, известным местом поселения раннехристианских монахов-отшельников.

В XIV-XV веках многие сподвижники и последователи Сергия Радонежского шли в заволжские леса осваивать бескрайние русские просторы, основывать обители и нести северянам Слово Господа. Это и преподобные Павел Обнорский, Корнилий и Арсений Комельские, поставившие обители в дремучих лесах на берегах рек Комелы и Обноры. Всем православным известны и друг Сергия Радонежского святитель Стефан Пермский, просветитель народа коми; преподобный Дионисий Глушицкий; основатель скитского монашеского жития на Руси преподобный Нил Сорский; основатель Спасо-Прилуцкого монастыря Дмитрий Прилуцкий. Старания святых сделали основанные ими монастыри известными всей России.

У каждого из иноков была своя стезя. В центре внимания создателей спектакля – собирательный образ русского святого, который проходит свой нелегкий жизненный путь. Этот путь начинается с желания в монашестве «умереть для мира», мира, с его языческими обычаями, укладом, законами и представлениями о добре и зле, мира, как сгустка страстей, пролегает через искания, ошибки и унижения к пониманию своей миссии, осознанному приходу к людям и через людские сердца – к Богу.
СВЯТАЯ ОБИТЕЛЬ

Режиссер-постановщик
Зураб НАНОБАШВИЛИ

Художник-постановщик
Зураб НАНОБАШВИЛИ
Виктор РУБИНШТЕЙН

Художник по костюмам
Ирина ПАВЛОВА

Музыкальное оформление
Дина БОРТНИК

Художник-технолог по костюмам
Надежда ВАСИЛЬЕВА


Действующие лица и исполнители:

Инок
Дмитрий Бычков

Старец
заслуженный артист России Владимир Таныгин

Пахомий
Александр Чупин

I мужик с колом
Валентин Иванов

II мужик с колом
Виталий Полозов

I крестьянин
Николай Акулов

II крестьянин
Максим Юлин

I татарин
Валентин Иванов

II татарин
Виталий Полозов

Женщина-вдова
Оксана Киселева

Брат Пахомия
Николай Акулов

Зять Пахомия
Максим Юлин

Исидор Выпраг
Дмитрий Мельников

Помощник Исидора
Евгений Галанцев

Горожанин
заслуженный артист России Аркадий Печкин

Дочь горожанина
Наталия Абашидзе

Дюдик, главный жрец язычников
Андрей Светоносов

Женщина-язычница
Полина Бычкова

I бондарь
Игорь Ломанович

II бондарь
Михаил Морозов

III бондарь
Евгений Галанцев

IV бондарь
Виталий Полозов

Горожанка
Нина Скрябкова

Дочь горожанки
Виктория Смирнова

Монах-наставник
заслуженный артист России Олег Емельянов

Яков, монах
Игорь Ломанович

Фрол, монах
Евгений Галанцев

Послушник, сын Дюдика

Михаил Морозов

Воины-белоризцы:
Николай Акулов
Игорь Ломанович

Молящаяся
заслуженная артистка России Марианна Витавская

Свирель
Никита Рехов
Зураб Нанобашвили хочет «основать» «Святую обитель» на берегу Ильинского озера
Показанный поздно вечером 27 июня в Консисторском дворике Вологодского кремля спектакль «Святая обитель» Вологодского областного драматического театра заставил зрителей задумать о библейских истинах: вере, любви, избранности и сложности пути к Богу.

Режиссер-постановщик драмы Зураб Нанобашвили довольно часто обращается в своем творчестве к вопросам религии. Однако, пожалуй, впервые им создан масштабный по восприятию и глубине спектакль-притча. Причем идея проекта базируется на фактах из православной истории Русского Севера, ставшего XIV-XV веках местом сбережения веры, становления общероссийской идеологии и государственности.

Создатель «Святой обители» признался, что пойти на такой эксперимент-исповедь его подтолкнула смерть мамы – глубоко верующего человека. В его основе лежит мысль о том, что человек, только познавший себя, сможет познать и полюбить ближнего, что нельзя сдаваться ни перед какими трудностями, всегда нужно идти только вперед.

Спектакли на религиозные темы всегда сложны не только для постановки, но и восприятия их зрителем. Зураб Анзорович признался, что работал над «Святой обителью» восемь месяцев, многократно изменял тексты, заново прописывал сцены. Прообразом главного героя – инока (актер Дмитрий Бычков) послужили сразу четыре реально живших исторических личностей нашего края. Так что премьерная работа носит еще и просветительский характер.

По словам руководителя драматического театра, на производство и установку декораций к «Святой обители» театр потратил 900 000 рублей. Остается только сожалеть, что увидят эту притчу немногие - ее повторный показ состоится в Вологодском кремле еще только один раз - 30 июня. Спектакль, по словам Зураба Нанобашвили, не предназначен для показа в стационарном театральном зале. Он может «жить» только в естественных декорациях глубокой старины и под открытым небом. Поэтому драматический театр с большим удовольствием готов привезти его на уличные театральные фестивали других регионов России, организовывать его показы в Вологде в рамках «Лета в Кремле». А еще у Нанобашвили есть мечта поставить «Святую обитель» в деревне Цыпино Кирилловского района на берегу Ильинского озера рядом с недавно восстановленной деревянной церковью Ильи Пророка.