Эпическая история по пьесам Б.Брехта

СТРАХ И ВОЙНА

Премьера спектакля состоялась 17 октября 2015 года
«Для своей постановки в Вологодском драматическом театре режиссер Зураб Нанобашвили взял две большие пьесы Бертольта Брехта – "Страх и нищета в Третьей империи" и "Швейк во Второй мировой войне", соединив их в единую композицию при помощи сквозных персонажей – Гитлера и хора. И если Гитлер на протяжении всего спектакля не покидает своего огромного шара-клетки, сначала молчаливо наблюдая, а затем обсуждая с генералитетом "маленького человека", то двуликий хор первой части, сопровождающий героев, во втором действии почти в полном составе превращается в гитлеровский генералитет и вместе с ним запирается в клетке».

Яна Коган. Бурлеск-шоу Адольфа Гитлера / Экран и сцена, фев 25, 2016
Для этой постановки режиссер-постановщик Зураб Нанобашвили выбрал две большие пьесы - "Страх и нищета в Третьей империи" и "Швейк во Второй мировой войне", соединив их в единую композицию при помощи сквозных персонажей - Гитлера и хора. Вместе с брехтовским фюрером режиссер интересуется - "каковы чувства маленького человека" в тоталитарном государстве, в гнетущей атмосфере страха друг перед другом, под полным контролем власти; каковы настоящие мысли "маленького человека", скрытые за потоком восторженных речей.

В первой части спектакля, действие которой происходит "в отеческом лоне" в Германии, главной становится тема безволия, мнительности и запуганности внешне благополучных немцев. Человек боится человека вне зависимости от степени родства и близости, должности, национальности, ведь у любого на спине может оказаться "меловой крест" - фактически метка смертника. Угнетенные и разобщенные герои первой части спектакля не способны на поступок и не могут ничего противопоставить системе.

Во втором действии, когда возникает фигура гашековского Швейка, резко меняется тон повествования с трагического на сатирический. В сущности, бравый солдат Швейк - это тот же тип "маленького человека", что и в первой части спектакля. Однако Швейк, стоящий как бы вне тоталитарной системы, но наблюдающий за ней, владеет реальным способом борьбы с режимом. Современный зритель назовет его поведение "троллингом" - издевательство, подстрекательство, временами агрессивное нагнетание конфликта.
СТРАХ И ВОЙНА

Режиссер-постановщик
Зураб НАНОБАШВИЛИ

Художник-постановщик
Виктор РУБИНШТЕЙН

Художник по костюмам
Ирина ПАВЛОВА

Музыкальное оформление
Дина БОРТНИК


Действующие лица и исполнители:

ЧАСТЬ 1

ХОР
Полина БЫЧКОВА
Оксана КИСЕЛЕВА
Виктория СМИРНОВА
Алиса СУВОРОВА
Диана КОНОНЕНКО
Ирина ПОЛОЗОВА
Анастасия ЗАДОРИНА

Адольф Гитлер
Виталий ПОЛОЗОВ

НЕМЕЦКИЙ ПАРАД
1 штурмовик - Валентин ИВАНОВ
2 штурмовик - Дмитрий БЫЧКОВ

МЕЛОВОЙ КРЕСТ
Горничная - Виктория СМИРНОВА
Штурмовик - Игорь ЛОМАНОВИЧ
Кухарка - Ангелина НОЗДРИНА
Рабочий, брат кухарки - Максим ЮЛИН

ПРАВОСУДИЕ
Следователь - Дмитрий БЫЧКОВ
Судья - заслуженный артист РФ Владимир ТАНЫГИН
Прокурор - заслуженный артист РФ Аркадий ПЕЧКИН
Служанка - Полина БЫЧКОВА
Служитель - Евгений ГАЛАНЦЕВ

СЛУЖЕНИЕ НАРОДУ
Эсесовец - Валентин ИВАНОВ
Заключённый - заслуженный артист РФ Владимир ТАНЫГИН

ЖЕНА-ЕВРЕЙКА
Жена - Анасатасия ЗАДОРИНА
Муж - Николай АКУЛОВ

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ
Умирающий - Максим ЮЛИН
Жена - заслуженная артистка РФ Марианна ВИТАВСКАЯ
Пастор - Дмитрий БЫЧКОВ