В. Коростылев

ПРАЗДНИК ОДИНОЧЕСТВА. Пиросмани

Иваново, 2000 год. Спектакль был представлен на VI Российском театральном фестивале «Голоса истории» в 2001 году.
Вологда, 2011 год. Спектакль принимал участие в VII Международном театральном фестивале «Асторка» в г. Братиславе (Словакия) в 2011 году
Эта пьеса пропитана значением природы художника. Для того чтобы выразить эту природу, не нужны биографические или физиологические подробности: как он не мылся, не ел, как всё внутри было атрофировано, как он задыхался. Это не имеет никакого смысла, потому что театр – не научно-познавательная передача и не мастерская литературы. «Праздник одиночества» - пьеса о человеческой жизни, поэтическое представление об идеальном творце, о свободном, одиноком мученике, который своим творчеством доставляет огромное удовольствие и праздник всем, кроме себя. Талант всегда бывает мучительным. Чувства художника предельно, болезненно обострены. Мы смотрим на этот бесконечный снег с бесконечной зимой и видим один только цвет – белый. А он в этом белом мог бы увидеть семь разных цветов и семьдесят семь разных оттенков, переосмыслить и создать из этого новую жизнь. Между рукой художника и холстом – расстояние, в котором и заключен его талант. И нет никаких посредников, лишь огромная ответственность и фантастическое напряжение.

Говоря о судьбе художника, не могу не касаться самого Пиросмани, всё равно я очарован его персоной. Очарован как грузин, как человек. Очарован идеалом личности, к которому хотел бы стремиться. Недостижимым идеалом, конечно. Можно только проиграть несколько секунд из его жизни. Вновь и вновь возвращаться к его странной судьбе.
Фотографии:
«Это — спектакль человеческой жизни, которая, в конце концов, должна стать спектаклем: слишком много глаз к ней потянулось, потребовало ее, эту жизнь, себе. Пиросмани! Он к нам пришел много лет спустя. Спустя безвестность. Спустя нищету. Спустя голод.

Все происходит спустя: признание, слава. Воспоминания современников, которые становятся современниками спустя. Спустя подзатыльники, которые они раздавали нищему мальчишке. Спустя рог вина, который они подавали нищему живописцу.

Спустя тощий матрац, который они кидали в сад, даря ночевку бездомному. И великий нищий человек снова начинает жить спустя свою жизнь».

Этими словами начинается спектакль о великом грузинском художнике Нико Пиросмани. Вокруг его имени – множество мифов, самый известный из которых о «миллионе алых роз» для актрисы Маргариты, усыпавших площадь перед её домом. Не миф – что в первых числах апреля 1918 года давний приятель Нико Пиросмани нашел его в подвале дома №29 на Малоканской улице. Нико лежал на полу, прямо на битом кирпиче. Документов у Пиросмани давно уже не было, и в больничной книге записали: "Мужчина лет 60, бедняк, происхождение и вероисповедание неизвестно". А раз неизвестно, то на христианском кладбище места не нашлось, и похоронили его без отпевания, неизвестно где…

«Праздник одиночества» - спектакль о последних днях великого Пиросмани, который в одиночестве умирал в каком-то тёмном углу. И единственными собеседниками его были герои картин…

Автор спектакля Зураб Нанобашвили обращался к пьесе Вадима Коростылёва 11 лет назад: «снова вместе с драматургом я размышляю о судьбе художника, об одиночестве, мучении, боли и празднике творчества. Не потому, что в первом спектакле, о котором многие, в том числе и в Вологде, вспоминают как о легендарном, что-то не получилось. «Праздник одиночества», представленный на фестивале «Голоса истории» в 2001 году, открыл для вологжан нового режиссёра тогда ещё Ивановского драматического театра. Не могу сказать, что до конца был доволен тем спектаклем, но он был мне очень дорог. Но почему-то эта пьеса не отпускает меня».

Нико Пиросманашвили. Тифлисский уличный художник. Впоследствии – великий грузинский художник. Сегодня – художник, принадлежащий всему миру.

Жизнь и творчество Пиросмани до сих пор утопают во мгле времени. Известны только отдельные факты его необычной биографии, они и сегодня собираются по крупинкам. И только наше воображение может соединить их воедино.

«Праздник одиночества» не является спектаклем-биографией. Это версия последнего дня жизни Пиросмани на земле. Это размышление о судьбе художника вообще, о силе и слабости, вечности и одиночестве творца, о смысле и тайне творчества.
В. Коростылев

Праздник одиночества. Пиросмани

Автор спектакля
Зураб Нанобашвили

В роли НИКО ПИРОСМАНИ
народный артист России
Леонид Рудой

Действующие лица и исполнители:

ИЯ
Наталия Абашидзе

АНГЕЛ
Николай Акулов

РУССКИЙ ХУДОЖНИК
заслуженный артист России
Владимир Таныгин

Персонажи картин Пиросмани:

ГРИГОЛ, зажиточный крестьянин
заслуженный артист России
Олег Емельянов

АКТРИСА МАРГАРИТА
Наталья Брусенская

РЫБАК В КРАСНОЙ РУБАХЕ
Виталий Полозов

ДВОРНИК
Андрей Светоносов

Картина «Пир трёх князей»

ПЕРВЫЙ КНЯЗЬ
Александр Чупин

ВТОРОЙ КНЯЗЬ
Дмитрий Бычков

ТРЕТИЙ КНЯЗЬ
Дмитрий Мельников
Праздник одиночества (Пиросмани).
Ивановский драматический театр, 2001 год.

Сценическая редакция и постановка: Зураб НАНОБАШВИЛИ.

В роли Пиросмани - заслуженный артист России Михаил Кашаев

Литературная газета №26 (6328) (2011-06-29) ​