В минувшую пятницу премьерной постановкой «Грозы» Александра Николаевича Островского открылся 164-й сезон в Вологодском государственном драматическом театре. В постановке художественного руководителя театра Зураба Нанобашвили заняты актеры всех «призывов». Лаконичная сценография, тонкое владение светом и звуком стали фирменным стилем вологодского драмтеатра.
…Дом с забором напротив храма, а между ними - Волга, воздух; воля и неволя. От храма до дома путь короткий, если не заглядывать в пивные. От дома до храма - можно и в течение всей жизни не добраться.
Как летать хочется! Над такими-то просторами не летать - скука смертная. Вся Россия - воплощаемое из поколения в поколение стремление к полету через преодоление скуки и косности. Так уже много веков. Тысячелетия…
Несколько цитат из востребованной во все времена пьесы давно живут самостоятельной жизнью, а на вопрос: «Почему люди не летают, как птицы?», заданный Катериной то ли себе, то ли всем нам, каждый ищет ответ собственный. В литературе, театре, кино. От «Грозы», впервые поставленной в 1849 году, до «Полетов во сне и наяву» Балаяна, представленных кинозрителям в 1982 году. И далее, покуда жив будет человек.
Смирения и силы рассудка Катерине хватает ненадолго, а тут еще и свекровь - Кабаниха - «выручает» своей оскорбительной подозрительностью и мрачной жестокостью. Обида - благодатный спутник бесов. Не только воду возят на обиженных. А тут еще и детишек нет. Лети, Катерина, чтобы не жалеть потом, что «был случай, а ты не воспользовалась»… У киногероя Олега Янковского угрызений меньше, занятость больше, свободы - немерено. А результат один - в воду! Катерина - всерьез, Сергей Макаров - по-шутовски. В строгом соответствии с шутовским и циничным временем советского безбожия, эдакого внутреннего «устава» большинства строителей «светлого будущего» без попов.
Не получается жизнь «без попов» ни в XIX веке, ни в XXI. Лишь они не забывают ежедневно повторять нам, грешным, что летать - не грех, но помнить надо, что крылья бывают белыми и черными…
Замечательный получился спектакль у Зураба Нанобашвили и его искренних актеров, которым он еще за день до премьеры, на «самом последнем» прогоне перед встречей со зрителями, втолковывал с разной степенью эмоциональности, что зрители могут не поверить, если забудешь хоть на миг о настоящем чувстве, которым и бывает счастливо чистое сердце…
Да, кстати, хочется отметить весьма органичное сосуществование на сцене Вологодского драматического театра, не только в премьерной постановке, «духа и буквы» театральных законов. Что, согласитесь, очень важно.
Зураб Нанобашвили убежден, что «со зрителем надо разговаривать так, чтобы он принял этот разговор, засмеялся, загрустил, только бы не заскучал!» В «Грозе» это получилось.