Екатерина Анохина

ТАРТЮФ

Театральный альманах, №1
Среди недавних постановок Вологодского драматического мольеровский «Тартюф». Как отмечают многие театралы, режиссеру З.Нанобашвили удалось создать настоящую французскую комедию в духе Мольера, избежать назидательности и дидактизма, сохранив аллегоричность и ироничность пьесы.
В своей рецензии на спектакль «Тартюф» театральный критик, кандидат филологических наук Светлана Патапенко отмечает: «Театральная энергия этого спектакля бьет через край. Здесь присутствует постановочное решение посредством приема «театра в театре». Ощущается оперная условность, задаваемая моцартовской арией в самом начале действия. Появляются маски на лицах исполнителей в его финале. В актерской игре доминирует стиль «школы представления» с вкраплением пародийных элементов. Все это свидетельствует об открытой театральности режиссерского прочтения пьесы Мольера». Профессиональный взгляд критика выхватывает самые основные принципы постановки. Необычна сценография спектакля: шахматная доска, по которой, словно марионетки, передвигаются персонажи пьесы. Создается ощущение игрушечности этого мира, его карнавальности и искусственности. Все герои, так или иначе, носят маски, они вполне достойны того, чтобы именно в их доме появился ханжа и лицемер Тартюф: подобное к подобному. С помощью шахматного помоста сценическая площадка горизонтально поделена на две части. Традиционный «верх» - «низ», однако, вовсе не означает «падение» и «возвышение» персонажей: внизу устроены уютные покои благополучного Тартюфа, который словно древний римлянин возлежит с бокалом в руке на подобии золотой колесницы. Вверху – на шахматной доске – играют друг с другом герои спектакля, примеряя разные маски, устраивая чехарду и суету из-за присутствия в доме Тартюфа. Главная сюжетная линия спектакля связана со свадьбой дочери Оргона Марианны (Наталья Абашидзе, Марина Сидякина) и Валера (Александр Чупин). Оргон (нар. 54 Театральный альманах №1 Сцены из спектакля «Тартюф» арт.РФ Леонид Рудой) переносит дату свадьбы, а затем и вовсе отказывается от намерения выдать Мариану за Валера. Теперь у него есть более достойный вариант супруга для любимой дочери – благочестивый друг Тартюф (засл.арт.РФ Олег Емельянов), которого призрел, спас от нищеты и оставил в своём доме Оргон. Как всегда появляется ловкая служанка – Дорина (засл.арт.РФ Наталья Воробьева), которая должна помочь открыть глаза Оргону и воссоединить влюбленных. Тартюф не теряет даром времени, пытаясь соблазнить жену Оргона – Эльмиру (засл.арт.РФ Марианна Витавская). Играя на этой слабости Тартюфа, Эльмире удается показать Оргону лицемерие и ханжество его «доброго друга» – а после изгнания из дома Дамиса (Николай Акулов) ещё и единственного наследника – Тартюфа. Одна из несомненных удач спектакля – госпожа Пернель в исполнении Аркадия Печкина. Сам Мольер в одном из писем замечал, что, дескать, не представляет, какая из женщин могла бы быть матерью Оргону. Только двухметровая мужеподобная истеричная громада могла воспитать бесхребетного и легко поддающегося чужому влиянию сына. Несмотря на выраженные маскулинные признаки, госпожа Пернель Аркадия Печкина не лишена кокетства и своеобразного изящества. Актеру не приходится утрировать собственную мужественность или, напротив, женственность своей героини – Печкину удается добиваться органичности и естественности самыми обычными актерскими приемами. 56 Театральный альманах №1 щийся в поклонах Лояль, с гадкой улыбкой исполняющий букву закона; бравый офицер – строгий и справедливый солдафон, принесший добрую весть в дом Оргона, став «рупором» мудрого короля. Ни один из этих персонажей не обладает способностью к самостоятельному действию, но в их уста вложены слова, побуждающие к действию других героев спектакля. В противоположность им – Эльмира, Дорина, Дамис и Валер. Эти персонажи, напротив, действуют, порой безоглядно и рискованно. Эльмира в исполнении Марианны Витавской – образец непостоянства: за время спектакля её внешность меняется трижды. Это тоже дань лицедейству, В спектакле есть три персонажа, которых можно было бы объединить относительной независимостью от перипетий сюжета: Клеант, брат Эльмиры (Владимир Таныгин), Лояль (Дмитрий Мельников), Офицер (Владимир Смирнов). Каждый из них воплощает ту или иную мировоззренческую позицию: резонер и правдолюбец Клеант, самозабвенно «толкающий» правильные речи о притворстве, ханжестве и лжи, отнюдь не «чуждаясь пышных фраз и самовосхваленья»; услужливый, скользкий, извивающийся в поклонах Лояль, с гадкой улыбкой исполняющий букву закона; бравый офицер – строгий и справедливый солдафон, принесший добрую весть в дом Оргона, став «рупором» мудрого короля. Ни один из этих персонажей не обладает способностью к самостоятельному действию, но в их уста вложены слова, побуждающие к действию других героев спектакля. В противоположность им – Эльмира, Дорина, Дамис и Валер. Эти персонажи, напротив, действуют, порой безоглядно и рискованно. Эльмира в исполнении Марианны Витавской – образец непостоянства: за время спектакля её внешность меняется трижды. Это тоже дань лицедейству, В спектакле есть три персонажа, которых можно было бы объединить относительной независимостью от перипетий сюжета: Клеант, брат Эльмиры (Владимир Таныгин), Лояль (Дмитрий Мельников), Офицер (Владимир Смирнов). Каждый из них воплощает ту или иную мировоззренческую позицию: резонер и правдолюбец Клеант, самозабвенно «толкающий» правильные речи о притворстве, ханжестве и лжи, отнюдь не «чуждаясь пышных фраз и самовосхваленья»; услужливый, скользкий, извиваюТеатральный альманах №1 57 модному в доме Оргона. К слову, мышеловка, придуманная Эльмирой для Тартюфа, также основана на притворстве и лицедейской хитрости. Кукольно хорошенькая Дорина, роль которой исполнила Наталья Воробьева, также ловко противостоит Тартюфу: умудряясь слышать каждое слово, произносимое в доме, Дорина опережает противника на шаг и добивается успеха. Слишком большой и неуклюжий для выстроенного Оргоном игрушечного домика Дамис в исполнении Николая Акулова неловко пытается вмешаться в планы Тартюфа и разобраться с ним «по-мужски». Однако против лисьей хитрости его медвежья удаль оказывается бесполезной. Интеллигентный и деликатный Валер (Александр Чупин) поначалу кажется неспособным к решительным действиям: он обидчиво надувает губки во время ссоры с Марианой, порхает на крыльях любви, вздыхает, восторгается и нежится под взглядом обожаемой девушки. Однако приторно-романтичный Валер совершает настоящий поступок, тщательно подготовив и предложив Оргону побег от правосудия. Оргон и его дочь Мариана относятся, пожалуй, к группе «плывущих по течению», поскольку совершенно не способны принимать самостоятельные решения, независимо от чужой воли. В ситуации сватовства Тартюфа Мариана не склонна действовать. Однако происходит это, вероятнее всего, из-за того, что однажды и на всю жизнь она нацепила на себя маску глупенькой беспомощной девочки. Роль исполняют Наталья Абашидзе и Марина Сидякина – каждая из актрис привносит в образ частичку собственного понимания наивности, ветрености, легкомысленности молодой девушки. Образ Оргона, созданный Леонидом Рудым, отличается оригинальной трактовкой. Это единственный не-играющий, не-лицедействующий герой, сплотивший вокруг себя лицемеров и ханжей. Все близкие Оргона, кроме него самого, носят те или иные маски, они вполне достойны того, чтобы именно в их доме заправлял Тартюф: подобное к подобному. Ощущая свою непохожесть и отчужденность, Оргон избирает в качестве объекта преклонения самого гнусного из лицемеров – святошу Тартюфа. Роль знаменитого лицемера и ханжи Тартюфа исполнил Олег Емельянов. Сибарит, умеющий наслаждаться жизнью, с манерами вальяжного кота и запросами Цезаря, услужливый подхалим с повадками дрессированной собачки – герой Олега Емельянова меняет облик в зависимости от ситуации. Ближе к финалу, когда Тартюф является в дом Оргона в качестве хозяина (даже костюм героя похож на одеяние Оргона в 1 акте), лень и эпикурейская безмятежность сменяются величавой оживленностью победителя. История о Тартюфе – это повод не только для смеха, но и для философских рассуждений. Тема маски, торжествующей победу над лицом, проблема цены, которую платят люди за свою неспособность отличить подлинное от мнимого, вопрос «кажимости» и призрачности – смех и сарказм усиливают смысл пьесы Мольера, заставляя зрителя размышлять.